5 удивительных фактов о культовой легковушке советской Польши

В начале семидесятых Fiat помогал СССР строить Волжский автозавод. Мало кто знает, что одновременно итальянцы строили столь же мощный завод в другой стране социалистического лагеря.
5 удивительных фактов о культовой легковушке советской Польши
Tony Harrison, Flickr. CC2.0
При участии итальянской компании почти одновременно началось производство новых моделей в СССР и Польше.

Если в СССР выбрали для производства Fiat-124, превратившийся в ВАЗ-2101 «Жигули», то поляки остановились на машине классом поменьше Fiat-126. Внешне она похожа на наш «горбатый Запорожец», и это неудивительно, ведь у них одинаковая компоновка с мотором воздушного охлаждения, расположенным сзади.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Выпускались эти автомобили одновременно в Польше и Италии. Но именно польские «Фиаты» ждала бешеная популярность и долгая жизнь на конвейере. Выпущенные в этой стране экземпляры носили приставку «p» к номеру модели и название Maluch («малыш», «младенец» – пол.), читается как «Малух». Часто их называют просто – Polski Fiat-126p.

В СССР не продавался

Польскую новинку показывали на выставке в Сокольниках в Москве в 1972 году. Видимо, единственной целью было похвастать успехами друзей по соцлагерю, потому что купить в России или других республиках Советского Союза малолитражку было нельзя. Желающих наверняка нашлось бы много, но вряд ли в Минавтопроме хотели допускать конкуренцию с «Запорожцем».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

А если переставить мотор вперёд?

Приступая к разработке будущей «Оки», НАМИ первые прототипы делал на основе Fiat-126. Однако в СССР в семидесятых все только и говорили, что о переднем приводе, а заднемоторную компоновку считали бесперспективной. На тестовом экземпляре двигатель перенесли вперёд и оснастили передним приводом.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Fiat 126p, Польша, Polski, фото
В 1973 году появление Fiat 126p на улицах собирало толпы любопытствующих.
Stiopa, Wikipedia. CC3.0
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Технические характеристики

Двигатель у «Малуха» был двухцилиндровый, смешной мощности 23 л. с. К концу жизни его мощность подросла... на 3 силы. При такой мощности о «максималке» говорить не приходится – скорость «Малуха» сильно зависела от количества пассажиров, колебаний дороги и даже от того, встречный ветер или попутный.

Пережил «Запорожец» и по популярности догнал «копейку»

Не было в советском лагере другого автомобиля с такой же бешеной популярностью – круче только «копейка» ВАЗ-2101/21011. Всего на польском заводе Fiat было сделано 3,3 миллиона Maluch, а общемировой выпуск почти достиг 4.7 миллионов. Причём на конвейере польский Fiat 126 пережил «копейку» и выпускался до 2000 года, став последней заднемоторной малолитражкой в мире. Позже эта компоновка возродилась в Smart ForTwo.