Почему рельсы извиваются: вот ответ к загадке выброса пути

В жаркую погоду рельсовый путь может неожиданно изогнуться в считанные доли секунды, ломая шпалы и разбрасывая щебёнку. Насколько это явление опасно и как железнодорожники борются с ним?
Почему рельсы извиваются: вот ответ к загадке выброса пути
Pwayblog.com
Как ни удивительно, причина этого явления — не землетрясение, а экстремальная жара.

Правильно оно называется «выбросом пути». Связано оно с температурным расширением стали, из которой рельсы сделаны. Казалось бы, намного ли может вытянуться сталь, но учитывая большую длину рельса, деформация накапливается солидная. И тогда в рельсе накапливается механическое напряжение. Известны такие данные:

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
  • изменение температуры на 1°С вызывает напряжение в 2,5 МПа,
  • а напряжение, создаваемое поездом, может достигать 140-160 МПа.
Предположительно, катастрофа поезда «Аврора» в СССР в 1988 году была вызвана именно выбросом пути.

Если температура воздуха изменится на 30°С, то тепловое напряжение будет сравнимо с максимальной нагрузкой от поезда. Тогда шпалы могут не выдержать и путь резко изогнётся. Происходит это в считанные доли секунды, а изгибаясь, рельсы ломают шпалы и далеко разбрасывают щебень.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как железнодорожники борются с выбросом пути

Предположительно, катастрофа поезда «Аврора» в СССР в 1988 году была вызвана именно выбросом пути.

Аварии из-за выброса пути происходят редко, потому что службы, обслуживающие пути, стараются не доводить до опасной ситуации. Последней крупной аварией, предположительно вызванной этим явлением, стал сход с рельсов поезда «Аврора» в Калининградской области, когда погиб 31 человек.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Основных способов борьбы два:

  • При сильном изменении температур — весной и осенью или в периоды экстремальной летней жары — бригады железнодорожных рабочих проходят по путям и на стыках чуть удлиняют или укорачивают рельсы специальным оборудованием, а после снова скрепляют.
  • В рельсовый путь встраивают «уравнительные приборы» — два рельса, соединённых не встык, а внакладку, один из которых может скользить относительно другого.
  • Кроме того, при резком изменении температуры машинисты могут получить указание ограничить скорость до 25 км/ч.

Мы подобрали видео, на котором показано, как происходит выброс пути и как с помощью специального оборудования рельсы снова выпрямляют.

Нажми и смотри