Почему рельсы извиваются: вот ответ к загадке выброса пути
Правильно оно называется «выбросом пути». Связано оно с температурным расширением стали, из которой рельсы сделаны. Казалось бы, намного ли может вытянуться сталь, но учитывая большую длину рельса, деформация накапливается солидная. И тогда в рельсе накапливается механическое напряжение. Известны такие данные:
- изменение температуры на 1°С вызывает напряжение в 2,5 МПа,
- а напряжение, создаваемое поездом, может достигать 140-160 МПа.
Если температура воздуха изменится на 30°С, то тепловое напряжение будет сравнимо с максимальной нагрузкой от поезда. Тогда шпалы могут не выдержать и путь резко изогнётся. Происходит это в считанные доли секунды, а изгибаясь, рельсы ломают шпалы и далеко разбрасывают щебень.
Как железнодорожники борются с выбросом пути
Аварии из-за выброса пути происходят редко, потому что службы, обслуживающие пути, стараются не доводить до опасной ситуации. Последней крупной аварией, предположительно вызванной этим явлением, стал сход с рельсов поезда «Аврора» в Калининградской области, когда погиб 31 человек.
Основных способов борьбы два:
- При сильном изменении температур — весной и осенью или в периоды экстремальной летней жары — бригады железнодорожных рабочих проходят по путям и на стыках чуть удлиняют или укорачивают рельсы специальным оборудованием, а после снова скрепляют.
- В рельсовый путь встраивают «уравнительные приборы» — два рельса, соединённых не встык, а внакладку, один из которых может скользить относительно другого.
- Кроме того, при резком изменении температуры машинисты могут получить указание ограничить скорость до 25 км/ч.
Мы подобрали видео, на котором показано, как происходит выброс пути и как с помощью специального оборудования рельсы снова выпрямляют.