«Победа плюс»: чем удивляет история первого автодома в СССР

В 1958 году автозавод РАФ разработал жилой прицеп для автотуризма, который должен был работать в паре с легковушкой «Победа».
«Победа плюс»: чем удивляет история первого автодома в СССР
Motor
В 1958 году Рижская автомобильная фабрика разработала жилой прицеп для автотуризма, постепенно входившего в моду в нашей стране.

Названный РАФ-04, он был собран на агрегатах легковой машины ГАЗ-М-20 «Победа» и микроавтобуса РАФ-10. Предполагалось, что использоваться он будет в паре с «Победой», поэтому его сделали четырёхместным, по числу сидений в салоне этой модели.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Без света и стола, зато с радио

Опыта эксплуатации кемперов в СССР не было, поэтому не удивляйтесь, если какие-то решения латышских конструкторов вам покажутся спорными. Например, у РАФ-04 не было стола и электрического света. Электрическая батарея в оснащение входила, но предназначалась для радио.

Внутри кемпера РАФ-04 стола не было, зато он экипировался матерчатой «террасой» — тентом.
Внутри кемпера стола не было, зато он экипировался матерчатой «террасой» — тентом.
В общественном достоянии

Предполагалось, что на зелёной стоянке туристы растянут входящий в комплект тент-маркизу и здесь-то и будут проводить основное время отдыха. А в самом прицепе будут готовить еду на керогазе и спать. Ещё в нём был шкафчик для одежды и ниши для вещей и посуды.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В серию РАФ-04 не пошёл

Точно неизвестно, почему от его производства решили отказаться. Возможно, сыграли роль теснота жилого отсека и плохая маневренность машины с прицепом.

А может быть, причиной его неуспеха стала сама «Победа». В личном пользовании этих легковушек было довольно мало – у М-20 в Союзе была репутация чиновничьей машины. С «Москвичом» же прицеп эксплуатироваться не мог: конструкция фаркопа была рассчитана только на присоединение к кузову «Победы». К тому же прицеп весом почти в тонну «Москвич» с его смешным двигателем не потянул бы. Даже 60-сильная «Победа» тащила его с трудом.

Гораздо позже на другом предприятии догадались, как сделать более удачный автодом. Мы как-нибудь расскажем и о нём.