Что если бы «Самару» сделали не в Тольятти, а в Ижевске: этот редкий Иж даёт ключ к ответу

Оригинальный переднеприводный автомобиль на 10 лет опередил аналогичные модели АЗЛК и ВАЗ.
Что если бы «Самару» сделали не в Тольятти, а в Ижевске: этот редкий Иж даёт ключ к ответу
Музей Ижевского автозавода на условиях добросовестного использования
В 1968 году Ижевский автозавод представил министерскому руководству экспериментальный автомобиль Иж-13.

Даже по меркам мирового автопрома конца 1960-х автомобиль был передовым благодаря трём инновациям:

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
  • передний привод,

  • кузов хэтчбек,

  • задняя независимая подвеска с поперечным торсионом.

Кстати, АЗЛК и ВАЗ представили первые прототипы своих переднеприводных моделей только на рубеже семидесятых-восьмидесятых годов, на 10 лет позже. Да что говорить: собственно, Волжского автозавода на тот момент ещё не существовало, а среднеразмерные легковушки в СССР делали только АЗЛК и Ижевский автозавод.

Под влиянием Renault

Иж-13 — один из первых прототипов переднеприводных хэтчбеков в СССР. Фото
Иж-13 — один из первых прототипов переднеприводных хэтчбеков в СССР.
Музей Ижевского автозавода на условиях добросовестного использования
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Нужно вспомнить, что Ижевский автозавод строился при поддержке французского автопроизводителя, поэтому конструкторы с большим интересом изучали не только производственные технологии французов, но и их модельный ряд. Завод был молодой, коллектив конструкторов тоже, поэтому новые идеи воспринимались легко.

Между тем, именно Renault был одним из пионеров перехода на кузова хэтчбек и передний привод. фото
Между тем, именно Renault был одним из пионеров перехода на кузова хэтчбек и передний привод.
Renault

Так что неудивительно, что ижевцы обскакали весь советский автопром.

Как ни жаль, денег на доработку «тринадцатого» руководство автопрома не выделило. Помаявшись несколько лет, в середине семидесятых Ижевский автозавод закрыл этот проект, как и перспективный внедорожник Иж-14, и переключился на более приземлённые проекты.