Ижевские конструкторы начали чуть раньше, в конце шестидесятых. Обкатав свои идеи (кстати, во многом передовые) на нескольких прототипах, они в 1970 году представили предсерийный образец, получивший обозначение Иж-14.
Что если бы «Ниву» придумали на Ижмаше: эту редкую машину помнят лишь знатоки

Даже внешне он был очень похож на будущую «Ниву». И технически между ними было много схожего:
одинаковая мощность двигателя,
несущий кузов,
неразрезной мост сзади и двухрычажная подвеска спереди.

Что касается отличий, то ВАЗ-2121 был во многом унифицирован с «Жигулями», а Иж-14 – с «Москвичами». Самая интересная особенность ижевского прототипа – аутентичная трансмиссия по проекту талантливого инженера Александра Кондрашкина. Понижающая передача и передний мост подключались одним рычагом. Между коробкой передач и раздаткой не было промежуточного вала, потому шум в салоне Ижа мог быть меньше, чем в «Ниве».
Иж проиграл
В 1974 году две машины выставили на сравнительные испытания, заодно сравнив их с западными «Ленд Ровером» и «Рейндж-Ровером», а также с УАЗ-469. Иж-14 уступил «Ниве» по всем основным показателям – проходимость, скорость, динамика и управляемость.
Как считают коллеги из «За рулём», ижевскую машину просто не довели до ума, потому что проекту ВАЗа в верхах страны везде был открыт зелёный свет, а ижевский руководство страны не интересовал и его продвигали лишь на энтузиазме коллектива завода.