Что если бы «Ниву» придумали на Ижмаше: эту редкую машину помнят лишь знатоки

За создание компактного внедорожника между Тольятти и Ижевском шла неофициальная гонка. Кто победил, мы знаем, но проигравшая машина тоже была достойным соперником.
Рома Назаров
Рома Назаров
Что если бы «Ниву» придумали на Ижмаше: эту редкую машину помнят лишь знатоки
Архив «За рулём»
Над разработкой полноприводной легковушки для села завод Ижмаш и ВАЗ работали одновременно, а испытания их машины проходили вместе.

Ижевские конструкторы начали чуть раньше, в конце шестидесятых. Обкатав свои идеи (кстати, во многом передовые) на нескольких прототипах, они в 1970 году представили предсерийный образец, получивший обозначение Иж-14.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Даже внешне он был очень похож на будущую «Ниву». И технически между ними было много схожего:

  • одинаковая мощность двигателя,

  • несущий кузов,

  • неразрезной мост сзади и двухрычажная подвеска спереди.

Единственная фотография, на которой Иж-14 и «Нива» вместе. Определить, кто есть кто, удаётся не сразу. На заднем плане Land Rover.
Единственная фотография, на которой Иж-14 и «Нива» вместе. Определить, кто есть кто, удаётся не сразу. На заднем плане Land Rover.
Архив "За рулём"

Что касается отличий, то ВАЗ-2121 был во многом унифицирован с «Жигулями», а Иж-14 – с «Москвичами». Самая интересная особенность ижевского прототипа – аутентичная трансмиссия по проекту талантливого инженера Александра Кондрашкина. Понижающая передача и передний мост подключались одним рычагом. Между коробкой передач и раздаткой не было промежуточного вала, потому шум в салоне Ижа мог быть меньше, чем в «Ниве».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Иж проиграл

В 1974 году две машины выставили на сравнительные испытания, заодно сравнив их с западными «Ленд Ровером» и «Рейндж-Ровером», а также с УАЗ-469. Иж-14 уступил «Ниве» по всем основным показателям – проходимость, скорость, динамика и управляемость.

Как считают коллеги из «За рулём», ижевскую машину просто не довели до ума, потому что проекту ВАЗа в верхах страны везде был открыт зелёный свет, а ижевский руководство страны не интересовал и его продвигали лишь на энтузиазме коллектива завода.