Этот советский паровоз был так велик, что крушил рельсовый путь

Ещё на этапе проектирования «Андрей Андреев» был обречён на провал. Но у советских железнодорожников были причины создать его, несмотря ни на что.
Рома Назаров
Рома Назаров
Этот советский паровоз был так велик, что крушил рельсовый путь
В общественном достоянии
В 1934 году из ворот Ворошиловградского паровозостроительного завода вышел локомотив, равного которому не было во всём мире.

В честь тогдашнего наркома путей сообщения гигант получил название «Андрей Андреев» и обозначение АА-20 (цифра означает нагрузку на ведущую ось в тоннах). Ещё на этапе постановки задания конструкторам было ясно, что страна идёт на рекорд: паровозов такого размера и мощности в мире до сих пор не создавалось.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Имелись и сомнения, что он будет удачным. Но железнодорожное руководство дало проекту зелёный свет по двум причинам:

  • Советский Союз остро нуждался в более мощном паровозе, потому что все существующие не справлялись с объёмом перевозок.

  • Надо было хотя бы один раз попробовать, чтобы у конструкторов появился нужный опыт.

Трижды рекордсмен

В классе паровозов с неразрезной рамой только у АА20 целых 7 пар ведущих колёс. К тому времени американские железнодорожные компании строили паровозы с 6 ведущими парами. Однако в США допускалась нагрузка на колёсную пару до 27 тонн, а в СССР её ограничивали 20 тоннами. Чтобы получить нужную тягу, пришлось рискнуть и увеличить число колёс, хотя опыта создания такой техники в мире не было.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Чтобы сверхдлинный локомотив мог хоть как-то вписаться в изгибы рельсового пути, конструкторы применили сложную конструкцию шасси. Из семи ведущих осей пять могли смещаться вправо-влево на целых 15 см, а их бандажи (обода) были необычайно широкими.

Паровоз АА-20 «Андрей Андреев»
Необычной была и трансмиссия: тяга от паровой машины передавалась не на переднюю колёсную пару, а на среднюю, а уже от неё через вторичные тяги на все остальные колёса.
RailTrain

На испытаниях АА-20 развил мощность 3700 л. с. и тягу 32 тс, став ещё и самым мощным в истории.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Неудачи

Но дальше начались трудности. Несмотря на все ухищрения, поворачивал 21-метровый колосс с трудом, при этом расшатывая рельсовые пути за собой, и за время испытаний несколько раз сходил с рельс. Фактически, оказалось, что эксплуатироваться он может лишь на одной железнодорожной линии, по которой из Донбасса на Кубань возили уголь. 17-метровый котёл, тоже самый большой в мире, из-за большой длины прогревался не целиком.

Поэтому после испытаний АА20 поставили на вечный прикол, а спустя четверть века разрезали на металлолом. Жаль, какой музейный экспонат был бы сейчас!