Что такое танк-паровоз и как он работает: не то, о чем вы подумали

Сначала, конечно, в голову приходит мысль, что это бронированный локомотив. Она неверна.
Что такое танк-паровоз и как он работает: не то, о чем вы подумали
Архив Невского завода
С тем танком, который на гусеницах и с пушкой, у танк-паровоза нет ничего общего. Ну, разве что, они оба сделаны из железа.

Давайте вспомним, что слово «танк» может ещё означать любую большую ёмкость или бункер.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

У обычного паровоза запасы угля и воды находятся в тендере – специальном вагончике, который паровоз тащит за собой. У танк-паровоза тендера нет, а топливо и воду он несёт на себе в больших емкостях. В танках, иначе говоря.

Во всех странах мира их производили в большом числе. Только в России и СССР существовало несколько типов – паровозы экзотических серий Ь и Ъ (см. заглавное фото), Ф, «Рак» и другие.

Преимущества

Отсутствие тендера делает танк-паровоз очень маневренным. Обычный паровоз нужно разворачивать, чтобы отправить в обратный путь, потому что он не так хорошо тянет задним ходом, а тендер закрывает обзор машинисту.

Финляндский танк-паровоз серии Vr2 фото
Финляндский танк-паровоз серии Vr2
Matthew Ross | Wikipedia, CC3.0
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Танк-паровоз может одинаково хорошо тянуть в обе стороны и обзор назад даже лучше, чем вперёд. Кроме того, короткий танк-паровоз очень маневрен и вписывается в более крутые изгибы рельсов.

Недостатки

Как можно догадаться, танк-паровозы могут нести лишь небольшой запас топлива и воды – свободного места маловато, всё занимает котел и топка. Поэтому их запас хода невелик.

Есть второй, менее очевидный минус. По мере того, как уголь и вода расходуются, паровоз становится легче, поэтому падает сила тяги и он уже не может сдвинуть с места тяжелый состав.

Поэтому локомотивы этого типа охотно применяли в городах и на больших станциях, но на дальних линиях и в перевозках грузов всё-таки чаще использовались паровозы тендерного типа. Их мы все знаем, а танк-паровозы помнят только знатоки.