Куда исчезли полугусеничные вездеходы: этот вопрос ставит в тупик даже для знатоков

История машин этого типа внезапно оборвалась в тот самый момент, когда испытатели в СССР уверились, что эти машины во всех отношениях превосходят гусеничные вездеходы.
Куда исчезли полугусеничные вездеходы: этот вопрос ставит в тупик даже для знатоков
В общественном достоянии
Помните полугусеничный автомобиль Кегресса?

Сделанный на базе «Роллс-Ройса» талантливым инженером из императорского гаража, он сначала служил Николаю II, потом Владимиру Ленину. В годы Великой Отечественной войны полугусеничные вездеходы создавались на базе грузовиков ГАЗ-АА и сыграли свою роль в победе Советской армии.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

А после окончания войны они отошли в тень. В СССР продолжали делать гусеничные трактора и вездеходы, появились более совершенные колесные модели.

Технический переворот

Над полугусеничными вездеходами тоже продолжали вести работы в научно-исследовательских институтах. Более того, в НАМИ готовили новое поколение этих машин, в котором вместо плоских резиновых гусениц использовались пневматические – фактически, надувные кольца, растянутые на нескольких катках.

НАМИ-0106 фото
С 1961 по 1974 годы ученые автомобильного института сделали несколько прототипов, начиная с НАМИ-С3 (на заглавном фото) до НАМИ-0106.
В общественном достоянии
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

С каждым следующим конструкция пневмогусеницы совершенствовалась: удалось избавиться от рысканья, наблюдавшегося на больших скоростях, повысить ресурс гусениц, улучшить сцепление на снегу. На испытаниях они по всем параметрам били гусеничные вездеходы:

  • были экономичнее и быстроходнее,

  • пневмогусеница оказалась долговечнее металлической с траками,

  • ход вездехода мягче и комфортнее, а шума и лязга куда меньше.

А потом работы резко свернули: начальство решило, что этот проект не соответствует автомобильной направленности НАМИ, и распорядилось передать его в Отраслевую научно-исследовательскую лабораторию вездеходных машин (ОНИЛВМ) при Горьковском политехническом институте. Дальше его следы теряются, но на практике, как видим, полугусеничный движитель так и не дошел (или не доехал) до серийного производства.