Самым маленьким раритетным паровозам России уже 70 лет и они все еще на ходу. Но это не самое удивительное

«Малыши» весом в 16 тонн работают сейчас на детских железных дорогах, а когда-то решали взрослые задачи.
Рома Назаров
Рома Назаров
Самым маленьким раритетным паровозам России уже 70 лет и они все еще на ходу. Но это не самое удивительное
Railmodel | Wikipedia, CC0
Самыми маленькими паровозами, восстановленными до работоспособного состояния, являются узкоколейные паровозы серий Кп4 и Гр, рассказали Techinsider в пресс-службе РЖД.

Сейчас они работают на детских железных дорогах, а в советское время решали взрослые задачи: подвозили уголь и торф на электростанции, возили пассажиров на местных линиях.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Их особенность в том, что они предназначены для так называемой узкой колеи шириной 750 мм. Для сравнения, «широкая» колея в 2 раза шире – именно по ней ходят обычные поезда.

Оба типа, и Кп4 и Гр (на заглавном фото), выпускались в конце 1940-х и в 1950-х годах, на закате паровозной эры, поэтому служба их была недолгой. Первый делали в Польше по заказу СССР, второй в Германии. Когда железные дороги массово переходили на тепловозы, паровозы один за другим списывали и разрезали, а когда хватились, в живых осталось совсем мало. Сейчас сохранившиеся экземпляры потихоньку восстанавливают, но пока на всю страну есть всего 5 работающих узкоколейных паровозов:

  • Кп4 № 447 – Малая Октябрьская железная дорога;
  • Кп4 № 430 – Малая Горьковская железная дорога;
  • Гр № 332 – Ярославская детская железная дорога;
  • Гр № 185 – Ростовская детская железная дорога;
  • Гр № 318 – Свердловская детская железная дорога.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Паровоз Кп4 № 447, фото
Паровоз Кп4 № 447.
Mariia Kuzovleva | Wikipedia, CC4.0

Многотонные малыши

Из двух меньшим является Кп4 – это самые маленькие действующие паровозы России, которые могут эксплуатироваться на стандартных рельсах. Его длина едва превышает 6 м, а сухой вес составляет всего 14 т.

Маленькая паровая машина развивает мощность 180 л. с., крутя 4 пары ведущих колес. Максимальная скорость составляет смешные 35 км/ч.

А еще это одни из немногих паровозов, работающих на дровах.

А вы ездили на поезде с таким паровозом?
Да, ощущения незабываемые.
Да, но разницы с тепловозом не почувствовал.
Нет и не питаю интереса.
Нет, но теперь обязательно покатаюсь.