Сейчас они работают на детских железных дорогах, а в советское время решали взрослые задачи: подвозили уголь и торф на электростанции, возили пассажиров на местных линиях.
Самым маленьким раритетным паровозам России уже 70 лет и они все еще на ходу. Но это не самое удивительное

Их особенность в том, что они предназначены для так называемой узкой колеи шириной 750 мм. Для сравнения, «широкая» колея в 2 раза шире – именно по ней ходят обычные поезда.
Оба типа, и Кп4 и Гр (на заглавном фото), выпускались в конце 1940-х и в 1950-х годах, на закате паровозной эры, поэтому служба их была недолгой. Первый делали в Польше по заказу СССР, второй в Германии. Когда железные дороги массово переходили на тепловозы, паровозы один за другим списывали и разрезали, а когда хватились, в живых осталось совсем мало. Сейчас сохранившиеся экземпляры потихоньку восстанавливают, но пока на всю страну есть всего 5 работающих узкоколейных паровозов:
- Кп4 № 447 – Малая Октябрьская железная дорога;
- Кп4 № 430 – Малая Горьковская железная дорога;
- Гр № 332 – Ярославская детская железная дорога;
- Гр № 185 – Ростовская детская железная дорога;
- Гр № 318 – Свердловская детская железная дорога.

Многотонные малыши
Из двух меньшим является Кп4 – это самые маленькие действующие паровозы России, которые могут эксплуатироваться на стандартных рельсах. Его длина едва превышает 6 м, а сухой вес составляет всего 14 т.
Маленькая паровая машина развивает мощность 180 л. с., крутя 4 пары ведущих колес. Максимальная скорость составляет смешные 35 км/ч.
А еще это одни из немногих паровозов, работающих на дровах.