Может ли паровоз работать без топлива и пара: да, и даже лучше

Этот тип паровозов не дымил, не взрывался и работал на удивление тихо.
Может ли паровоз работать без топлива и пара: да, и даже лучше
Mathias Lück | Wikipedia, CC3.0
Речь идет о бестопочных паровозах.

Как и понятно из названия, у этого типа паровых локомотивов нет ни топки, ни тендера с топливом, ни кочегара – только котел, окруженный толстым слоем теплоизоляции, и простенькая паровая машина.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Работает он на забавном термодинамическом эффекте: чем ниже давление, тем ниже температура кипения воды. Перед поездкой котел такого паровоза заливают на две трети горячей водой, а затем нагнетают перегретый до 200°C пар в оставшуюся треть. Он нагревает воду и она закипает.

Теперь локомотив может отключиться от внешнего источника тепла и ехать. Постепенно он расходует пар и давление в котле падает, понижая точку кипения для воды. Она снова вскипает, выдавая новую порцию пара.

Для городов и нефтяных заводов

Обычные паровозы не зря называют огнедышащими: они извергают из трубы клубы дыма, искры и горящие угольки. Особенно это неприятно на городских маршрутах. По этой причине, кстати, паровые трамваи так и не прижились.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Первый бестопочный локомотив
До тех пор, пока американец Эмиль Ламм не догадался сделать первый бестопочный локомотив в 1873 году, заменивший конку в Новом Орлеане.
В общественном достоянии
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

После этого бестопочные локомотивы быстро распространились по миру. Их применяли не только в городах, но и на мебельных и бумажных фабриках и нефтезаводах.

А в нашей стране?

немецкий локомотив «Шварцкопф»
В СССР первый бестопочный паровоз появился в 1928 году – немецкий локомотив «Шварцкопф». 12 лет спустя появились и отечественные аналоги. Однако у нас этот класс остался непопулярным.
George Shuklin | Википедия, CC2.5

Возможно, для наших железнодорожников оказались критичными их серьезные недостатки:

  • низкий КПД,
  • дальность ограничена 10 км.

Что касается городского транспорта, к этому времени в СССР уже вовсю работали трамваи и даже первая электричка, так что большой надобности в бестопочных паровозах у нас не испытывали.