«Вот так спонтанно?» 3 крутых факта из истории восхождения УАЗов на Эльбрус

В 1974 году советские спортсмены на трех стандартных УАЗах впервые в истории поднялись на самую высокую вершину Европы. Менее известно то, что делать этого они не планировали.
«Вот так спонтанно?» 3 крутых факта из истории восхождения УАЗов на Эльбрус
В общественном достоянии
В августе 1974 года три стандартных УАЗ-469 поднялись на вершину Эльбруса на высоту 4200 метров.

Произошло это в рамках автопробега по Кавказу, конечным пунктом которого должен был стать город Грозный. Эльбрус находился в стороне, и уже во время путешествия команда спортсменов решила: почему бы не сделать крюк в 100 км и попробовать подняться на вершину?

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Впопыхах

Несколько дней команда, ехавшая на трех «козликах» – желтом, красном и голубом – тренировалась на горных склонах вблизи городка Терскол, где был разбит базовый лагерь. Последний вечер перед восхождением был оставлен на проверку машин и отдых, а весь следующий день отводился на подъем.

Отдыху не суждено было состояться. К спортсменам обратились спасатели: на вершине Эльбруса в расщелине застряли альпинисты, и нужно было срочно доставить наверх спасательное оборудование, иначе за ночь люди бы замерзли.

Пришлось срываться с места и на полной скорости лететь наверх. Весь подъем от уровня 2150 м до 4200 м преодолели всего за 38 минут, поставив рекорд не только высоты, но и скорости подъема!

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
В 1974 году советские спортсмены на трех стандартных УАЗах впервые в истории поднялись на Эльбрус
Спортсмены поднялись на Эльбрус и поставили рекорд вместе со спасателями.
В общественном достоянии
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Сложности

Как известно, подъем совершался на стандартных машинах – даже цепями на колесах и лебедками рекордные УАЗы не были оборудованы.

По воспоминаниям участников заезда, и машинам, и людям было довольно тяжело. Уже на высоте Терскола двигатели потеряли из-за разреженного воздуха около 40% мощности, а ближе к вершине тяга упала еще на 20-30%. На каменной осыпи и льду серийные шины пробуксовывали и машины соскальзывали к краю серпантина, грозя сорваться в пропасть.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Эльбрус встретил их неприветливо: небо заволокло тучами, дул колючий ветер, подморозило. «Смотреть по сторонам страшно! – описал восхождение позже его участник Владимир Харужа. – Слева отвесный обрыв глубиной более километра, справа как стена встали скалы, проселочная дорога превратилась в узкую горную тропу, по которой до последнего времени ходили лишь ишаки. Взгляд только вперед, правая нога давит на газ! Главное – не испугаться и не нажать на тормоз! Это равноценно смерти. В этом случае колеса потеряют сцепление с дорогой и велик шанс рухнуть в пропасть».

Никто не жалел и не жаловался. В конце концов, машины вынесло на заснеженное плато – цель достигнута. Благодаря команде УАЗа никто не погиб, а в мировую историю был вписан еще один замечательный рекорд.