Царь-леший: как на ЗИЛе прокачали «проходимца» ЗИЛ-157

Фантастическую проходимость знаменитой армейской трехоски конструкторы сочли недостаточной. Можно лучше, решили они.
Царь-леший: как на ЗИЛе прокачали «проходимца» ЗИЛ-157
В общественном достоянии
ЗиЛ-157 до сих пор знатоки считают самым проходимым армейским грузовиком.

Более поздние «Урал», КрАЗ и КамАЗ тоже хороши, но «Крокодил» все же лучший.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Но и его возможности не беспредельны. Одно из слабых мест любой трехоски в том, что при прохождении поворотов каждая из его осей вынуждена прокладывать собственную колею.

ЗиЛ-157Р

Чтобы избавиться от этого недостатка, в Специальном конструкторском бюро ЗиЛ создали экспериментальный вариант ЗиЛ-157Р. Задние оси раздвинули — одну вперед, другую назад — так, что все три оказались на равном расстоянии друг от друга. Конструкцию средней оси менять не стали, а заднюю оснастили поворачиваемыми колесами. Колесные арки расширили, чтобы машину можно было поставить на широкопрофильные или даже арочные шины.

ЗиЛ-157Р на арочных шинах фото
ЗиЛ-157Р на арочных шинах
В общественном достоянии
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Теперь передние и задние колеса катились по одной колее. Испытания показали, что проходимость действительно выросла. В сериях других испытаний исследовалась устойчивость такой схемы шасси в поворотах, искали оптимальную геометрию поворота и другие вопросы.

В серию ЗиЛ-157Р не пошел, однако эти работы дали конструкторам задел, который позже удалось реализовать в таких машинах, как плавающий ЗиЛ-132П, вездеход «Синяя птица» и ЗиЛ-Э167 «Лось».