Зачем 90 лет назад сделали авто в форме рыбы: глупость или гениальная идея?

Многие автоконцерны мечтали заполучить эту модель в свои руки, но ее создатель всем отказал. Она не для продажи, говорил он.
Зачем 90 лет назад сделали авто в форме рыбы: глупость или гениальная идея?
Dymaxion Film
Все мы хоть раз в жизни видели геодезический купол — сферическое сооружение на трубчатом каркасе, иногда достигающее гигантских размеров, при этом очень легкое.

Знайте, что у геокупола и этой необычной машины один создатель — известный изобретатель тридцатых годов Ричард Бакминстер Фуллер.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Фуллера отличала смелость мечтаний и при этом умение глядеть в будущее глазами трезвого практика. Уже в те годы он предвидел, что когда-нибудь в мире появятся летающие такси — транспорт, соединяющий в себе способности автомобиля и самолета. Понимая, насколько противоречивые качества нужны для полетов и путешествий по автомобильным дорогам, он решил: начать надо с того, что сделать автомобиль по образу и подобию самолета, научить его двигаться по земле, а уже потом отправлять в небо.

В мире сохранился один экземпляр Dymaxion
В мире сохранился один экземпляр Dymaxion, бережно отреставрированный в 2000-х.
O'Rourke Coachtrimmers & Supplies
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Dymaxion

Использовав свои сбережения и деньги спонсоров, Фуллер с помощью корабельного конструктора Стирлинга Бургесса построил три прототипа, похожих друг на друга. Все их можно отнести к стримлайнерам — каплевидным автомобилям, пик моды на которые пришелся на период между двумя мировыми войнами.

Кузов машины собрали на легком трубчатом каркасе, использовав тот же принцип Dynamic Maximum Tension (Dymaxion), который изобретатель применил и для создания геокупола. Трехколесное шасси с задним управляющим колесом приводил в движение стандартный мотор Ford V8.

Автомобиль демонстрировался на Всемирной выставке в Чикаго и стал сенсацией. Наблюдателям особенно нравилось, когда машина поворачивала заднее колесо на 90 градусов и вертелась на месте волчком. Изобретатель получил несколько предложений о сотрудничестве от автопроизводителей.

Однако испытания подтвердили, что хороший автомобиль и хороший самолет — это почти несовместимые концепции. Dymaxion, будучи похожим на фюзеляж самолета, оказался неустойчив на высоких скоростях и при сильном ветре и фактически мог ездить лишь на малом ходу. Один из заездов закончился аварией, в которой погиб водитель. И Фуллер сам закрыл проект.