Первый автобус России был электрическим и появился более 100 лет назад: вот его история

В 1901 году петербуржцев удивил омнибус, тихо ехавший по Невскому без лошадей: это был знаменитый «Дукс».
Первый автобус России был электрическим и появился более 100 лет назад: вот его история
В общественном достоянии
Электробусы в нашей стране появились раньше, чем привычные всем нам автобусы с двигателями внутреннего сгорания.

Создал их легендарный инженер Ипполит Романов, разработавший в конце 19 века плеяду электромобилей. Его первый электрический автобус появился в 1899 году (на заглавном фото).

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Хотя внешне он сильно отличался от современных электробусов, в его технической части есть и черты, позже ставшие каноном для всех автобусов.

Удивительно, но в конце 19 века он уже был оборудован электрическим прожектором, предком современных фар, и боковыми сигнальными огнями — напомню, поворотники на автомобилях стали обязательными лишь полвека спустя.

Силовая установка состояла из 44 аккумуляторных модулей в задней части машины, обеспечивавших запас хода 64 км — даже в наши дни показатель неплохой. Два электромотора общей мощностью 12 л. с. позволяли поддерживать скорость 11 км/ч.

Пассажиры входили в салон через дверь в задней стенке кузова и садились на продольные лавки по бортам.

Электробус «Дукс» 1901 года фото
Электробус «Дукс» 1901 года
В общественном достоянии
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Кто виноват в кончине «Дукса»

В 1901 году Романов построил новый, более вместительный и совершенный автобус, получивший название «Дукс». Он был представлен правлению горуправы Санкт-Петербурга. Наблюдая, как электробус бесшумно катит по Невскому и Литейному проспекту, члены комиссии и случайные прохожие удивлялись ему. Горуправа постановила, что готова организовать регулярное движение электробусов по 10 маршрутам... но денег на их постройку не дала.

Романов обратился за поддержкой в Думу. Члены парламента согласились субсидировать производство 80 автобусов, но выставили кабальные условия: изобретатель должен был внести залог в 5000 рублей, а каждый день просрочки карался штрафом 100 рублей. Видимо, это и отпугнуло создателя первых российских электробусов, и проект канул в лету.