Как ГАЗ боролся с ЗИЛом, а победил КамАЗ: история редкого грузовика ГАЗ-33

Если вы знакомы с советскими машинами, то автомобиль на фото вам неизбежно напомнит вам ЗИЛ-133. Это ложное впечатление: на снимке горьковская модель.
Как ГАЗ боролся с ЗИЛом, а победил КамАЗ: история редкого грузовика ГАЗ-33
В общественном достоянии
В 1966 году Министерство автомобильной промышленности СССР запустило конкурс между автозаводами на создание трехосного грузовика грузоподъемностью 7 тонн, который мог бы работать на стройках и в междугородных перевозках.

Вызов приняли ГАЗ и ЗИЛ. На ЗИЛе параллельно работали две группы конструкторов, готовившие каждая свою модель: капотный ЗИЛ-133 и ЗИЛ-170 — оригинальный бескапотный грузовик.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

ГАЗ же решил сделать трехоску из своей самой популярной модели, двухосного четырехтонника ГАЗ-53А. Модификации пришлось внести довольно серьезные:

  • Автомобиль получил новую, более прочную раму. Кузов впервые в семействе горьковских машин поставили на подушки, амортизировавшие нагрузку от кузова.
  • Восьмицилиндровый двигатель ЗМЗ-41 принадлежал к тому же семейству моторов, что стояло под капотом ГАЗ-53 и правительственной легковой модели ГАЗ-13 «Чайка». Развивал он 135 л. с.
  • Коробку передач позаимствовали у конкурентов, от пятитонника ЗИЛ-130, а вот двухступенчатую раздаточную коробку спроектировали сами.

ЗИЛ проиграл, чтобы позже победить

На испытания горьковчане представили два прототипа: бортовой ГАЗ-33 (на фото выше) и самосвал ГАЗ-САЗ 33-02, разработанный Саранским заводом автосамосвалов.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Есть свидетельства, что на сравнительных испытаниях ГАЗ-33 оказался в целом лучше, чем бескапотный ЗИЛ-170. Капотный ЗИЛ-133 же еще не был готов.

грузовик ЗИЛ-170
ЗИЛ-170
Архив "За рулем"
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Однако мощности ГАЗ были заняты полностью и ресурсов на то, чтобы наладить выпуск еще одной модели, у него не было. Была идея наладить его сборку на Борском агрегатно-сборочном заводе, но и эти планы реализовать не удалось.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

А потом ЗИЛ представил, наконец, свою капотную трехоску ЗИЛ-133, во многом очень похожую на горьковский прототип, и контракт отдали москвичам.

ЗИЛ-133 фото
ЗИЛ-133
(с) Николай Булыкин | Wikipedia

Что касается ЗИЛ-170, наработки по нему вместе с коллективом создателей передали строящемуся КамАЗу, и он превратился в КамАЗ-5320, один из самых популярных челнинских грузовиков всех времен.