У этого советского трамвая есть одна странность: заметите ли вы ее
![У этого советского трамвая есть одна странность: заметите ли вы ее У этого советского трамвая есть одна странность: заметите ли вы ее](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/78b/78b2d48228a68ab5bd7c54bf25e55fea_ce_693x462x47x0_cropped_510x340.webp)
Взгляните на нижнюю часть вагонов: в бортах передней и задней секции прорезаны ниши под колесные тележки, а у средней секции их нет. Так и есть: действительно, эта секция не опирается на рельсы, а висит в воздухе, поддерживаемая с двух сторон соседними вагонами.
Такая секция называется навесной
А сами трамваи подобного типа в мире получили шутливое название «две-комнаты-и-ванная». Сама по себе навесная секция не является изобретением советских инженеров. Еще в конце 19 века в США начали ходить аналогичные многосекционные трамваи типа Брюера-Кребиля, от которых и пошло это название.
![Возможно, единственный снимок трамвая Брюера-Кребиля, сделанный в Бостоне в 1912 г. снимок трамвая Брюера-Кребиля, сделанный в Бостоне в 1912 г.](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/a82/a82fafebf4025f634bd77d5b7fb7db27_cropped_510x147.webp)
Кроме навесной секции, их отличает наличие сквозных проходов между вагонами. Зачастую средняя секция имеет свою дверь и оборудована сиденьями.
«Тбилиси»
Первый и, по-видимому, единственный советский трамвай такого типа (на заглавном фото) был сконструирован Тбилисским трамвайно-троллейбусным управлением (ТТТУ) под руководством конструктора М. Чикваидзе, и построен мастерскими того же управления.
Передняя секция позаимствована от трамвая серии Х и оснащена моторами, задняя буксируемая секция — тоже от обычного двухсекционного трамвая серии М. Средняя секция была изготовлена мастерскими ТТТУ из частей секций типов Х и М.
В 1960-1962 годах четыре экземпляра «Тбилиси» были собраны и отправлены на городские маршруты. Их экономичность, маневренность на узких улицах и вместимость всем понравились.
Куда они исчезли
Скоро грузинские транспортники познакомились и с минусами трамваев «с ванной». Нагруженные весом средней секции, сочленения между вагонами быстро изнашивались. Тяжелому трехвагонному составу не хватало мощности электромоторов, чтобы въезжать в горки — в те времена еще не было технической возможности сделать заднюю секцию тяговой, поэтому передняя секция отдувалась за троих. Кроме того, из-за неоптимальной геометрии они быстро разбивали рельсовые пути.
Поэтому повторять этот опыт в СССР не стали.
Сейчас старые проблемы решены
В мире трамваи с «ванными» продолжают развиваться. Они есть во многих европейских странах, в Северной Америке и в Японии.
![Современный вариант, используемый в Японии: короткая передняя и задняя секции каждая опираются на единственную тележку, а токосъемник находится на навесной секции. Трамвай с навесной секцией в Японии](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/702/7026e5416d4487f3a50b309043f2d3fa_cropped_510x340.webp)
Вполне возможно, что когда-нибудь они снова появятся и в России.