У этого советского трамвая есть одна странность: заметите ли вы ее

Четыре таких «трамвайных поезда», по три секции в каждом, курсировали по улицам Тбилиси. Рассказываем, в чем их уникальный плюс и почему такие трамваи не прижились в СССР.
У этого советского трамвая есть одна странность: заметите ли вы ее
В общественном достоянии
Если в вас развита инженерная интуиция, вы сразу заметите необычную деталь.

Взгляните на нижнюю часть вагонов: в бортах передней и задней секции прорезаны ниши под колесные тележки, а у средней секции их нет. Так и есть: действительно, эта секция не опирается на рельсы, а висит в воздухе, поддерживаемая с двух сторон соседними вагонами.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Такая секция называется навесной

А сами трамваи подобного типа в мире получили шутливое название «две-комнаты-и-ванная». Сама по себе навесная секция не является изобретением советских инженеров. Еще в конце 19 века в США начали ходить аналогичные многосекционные трамваи типа Брюера-Кребиля, от которых и пошло это название.

снимок трамвая Брюера-Кребиля, сделанный в Бостоне в 1912 г.
Возможно, единственный снимок трамвая Брюера-Кребиля, сделанный в Бостоне в 1912 г.
(c) Electric Railway Journal
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Кроме навесной секции, их отличает наличие сквозных проходов между вагонами. Зачастую средняя секция имеет свою дверь и оборудована сиденьями.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Тбилиси»

Первый и, по-видимому, единственный советский трамвай такого типа (на заглавном фото) был сконструирован Тбилисским трамвайно-троллейбусным управлением (ТТТУ) под руководством конструктора М. Чикваидзе, и построен мастерскими того же управления.

Передняя секция позаимствована от трамвая серии Х и оснащена моторами, задняя буксируемая секция — тоже от обычного двухсекционного трамвая серии М. Средняя секция была изготовлена мастерскими ТТТУ из частей секций типов Х и М.

В 1960-1962 годах четыре экземпляра «Тбилиси» были собраны и отправлены на городские маршруты. Их экономичность, маневренность на узких улицах и вместимость всем понравились.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Куда они исчезли

Скоро грузинские транспортники познакомились и с минусами трамваев «с ванной». Нагруженные весом средней секции, сочленения между вагонами быстро изнашивались. Тяжелому трехвагонному составу не хватало мощности электромоторов, чтобы въезжать в горки — в те времена еще не было технической возможности сделать заднюю секцию тяговой, поэтому передняя секция отдувалась за троих. Кроме того, из-за неоптимальной геометрии они быстро разбивали рельсовые пути.

Поэтому повторять этот опыт в СССР не стали.

Сейчас старые проблемы решены

В мире трамваи с «ванными» продолжают развиваться. Они есть во многих европейских странах, в Северной Америке и в Японии.

Трамвай с навесной секцией в Японии
Современный вариант, используемый в Японии: короткая передняя и задняя секции каждая опираются на единственную тележку, а токосъемник находится на навесной секции.
(c) yagi-s | Wikipedia

Вполне возможно, что когда-нибудь они снова появятся и в России.