Ужасы и веселье ушедшей эпохи: как жители СССР ездили в общих вагонах

Чем такие вагоны отличались от плацкартных и сидячих, какие традиции они породили и какая память о них осталась у старых россиян — собрали самое интересное.
Ужасы и веселье ушедшей эпохи: как жители СССР ездили в общих вагонах
В общественном достоянии
Формально, общим называется вагон с низшим классом обслуживания 3-О.

В таком вагоне сервиса практически нет — проводник только выдает стаканы. О матрасах, белье и «кипяточке» забудьте, это не для пассажиров общего. Сейчас такие вагоны в поездах РЖД стали встречаться гораздо реже, а в советские времена они включались в состав большинства пассажирских поездов за исключением скорых.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Билеты в такой вагон стоили гораздо дешевле, поэтому за ними в советских кассах выстраивалась очередь из небогатых граждан Союза — студентов, колхозников, жителей республик. Кроме того, именно в общих вагонах советская армия обычно перевозила солдат-срочников.

Как устроен

«Классический» общий вагон — это плацкарт, в котором в каждое купе вместо шести человек впихивают девять. По три человека рассаживаются на диваны основного купе, еще трое — на разложенную нижнюю полку боковых мест. Всего получается 81 место вместо 54 в плацкартном вагоне.

Однако существовали и другие варианты. Самый шокирующий — это когда людей везут в крытом товарном вагоне, в котором кустарным способом установлены широкие лавки, получившем название «теплушка». Такой вагон еще называется «людским»: каково было в них ездить, Techinsider недавно рассказывал.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Общий вагон в СССР
Общий вагон может быть таким...
(c) bilety-na-poezd.com
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Вагон-теплушка
...а может быть и таким.
(c) Музей Победы
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Еще один вариант — это старый вагон электрички, прицепленный в хвосте пассажирского поезда.

Существовал также вариант с народным прозвищем «конюшня» — плацкартный или купейный вагон, у которого сносили часть перегородок, снимали верхние полки и двери.

Жизнь в общих вагонах

На просторах Рунета можно встретить массу отзывов о советских общих вагонах, причем очень разных, от душераздирающего «полная жесть» до ностальгического «дешево и пьяно».

Даже 81 человек на вагон — это очень много. Понятно, что в общих вагонах всегда было душно, а в туалет выстраивалась очередь. Но это еще лучший вариант — частенько железная дорога продавала билеты с пометкой «без места».

«В общий вагон ЕКБ-Алапаевск напихивалось в пятницу и субботу вечером до 200 человек», пишет пользователь «Дзен» Рамис Хатипов. «Внизу сидели по четыре на полке. Вторая и третья полка были лежачими и также были заняты. В проходе стояли по пять часов еще человек сорок, не говоря уж про курительный и рабочий тамбур. Ехали домой студенты, работяги, барахольщики, алкоты. Но было весело, хотя были самые страшные годы... — 90-е».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Да шикарные вагоны были, студентами так ездили», пишет другой пользователь с неприличным ником. «Десять часов пути, на середине народ рассасывался и можно было без проблем на верхнюю забраться. Дешево и пьяно».

«Давным-давно, в 1975 году довелось ехать в общем вагоне из Ташкента в Томск в конце августа», вспоминает третий очевидец Зоя Курилкина. «Веселее поездки не припомню за всю жизнь. Весь вагон одна семья: узбеки, студенты, семьи с кучей детей и я, 15-летняя девочка. Спали по очереди, все вместе ели, пели, играли в карты... Те, кто не жил в СССР, не поверят».