Сколько раз можно делать капиталку двигателя: старая мудрость врет

Говорят, ничто не вечно. С этим изречением могли бы поспорить многие опытные сервисмены, специалисты по двигателям внутреннего сгорания.
Сколько раз можно делать капиталку двигателя: старая мудрость врет
(c) McDonald's Auto Repair
Поясню, что эта статья написана не для сервисменов, а для любителей техники, желающих на пальцах понять, что такое капитальный ремонт двигателя и каковы его возможности.

Во время работы двигатель внутреннего сгорания постепенно изнашивается. Подшипники стачиваются и прокатывают канавки на поверхностях качения, из-за этого растет сопротивление, ухудшается герметизация, моторное масло и охлаждающая жидкость начинают подтекать. Коррозия постепенно съедает те детали, которые не покрыты смазочной пленкой.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Главная проблема – это износ зеркал цилиндров. Из-за абразивных частиц, попадающих в цилиндры с воздухом и топливом, их поверхность теряет гладкость, появляются царапины. Двигаясь взад-вперед, поршни трутся о стенки цилиндров и постепенно их разнашивают.

Так могут выглядеть внутренние стенки цилиндра перед капремонтом фото
Так могут выглядеть внутренние стенки цилиндра перед капремонтом.
(c) Schmid Congo Motors

По большому счету, задача капитального ремонта – убрать признаки износа, вернув мотору изначальные характеристики (есть много примеров, когда благодаря качественному ремонту мотор даже начинал работать лучше, чем новый). Как правило, в конструкции двигателя заложена возможность снять и заменить истертые части.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

С ремонтом зеркал цилиндров несколько сложнее

Именно этот фактор больше всего влияет на пригодность мотора к капитальному ремонту.

Чугунный блок цилиндров

Еще 20 лет назад чугунными были большинство автомобильных двигателей. Если блок цилиндров сделан из этого материала, то при капремонте изношенные внутренние стенки цилиндров растачивают, чуть увеличивая их диаметр, и заново полируют. Чтобы в расточенных цилиндрах поршни не болтались, ставят поршневые кольца большего размера.

Иначе говоря, ресурс можно увеличить в 3-6 раз.

Блок цилиндров со сменными гильзами фото
Блок цилиндров со сменными гильзами.
(c) Engine Builder Magazine
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

А после этого что, конец? Отнюдь. Далее квалифицированный специалист может еще сильнее расточить стенки и вставить в получившиеся карманы гильзы-вкладыши, снова уменьшив диаметр цилиндров до нормального.

Старинный трактор
Именно таким образом умельцы «поднимают из могилы», казалось бы, совершенно безнадежную технику — 100-летние трактора, автомобили эпохи царизма и подобную.
(c) Jim Grupé | Quora
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Алюминиевый блок

Блоки цилиндров современных двигателей все чаще делают из алюминия. Это мягкий металл, плохо выдерживающий трение. Автопроизводители разрешают эту трудность двумя способами:

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
  • вставляют стальные гильзы

  • наносят лазерное или плазменное напыление.

В первом случае капиталка делается таким же образом, как и на последней стадии для чугунных двигателей – заменой стальных вкладышей.

Гильзы для цилиндра фото
Гильзы для цилиндра
(c) FabAuto

Во втором случае, капитальный ремонт теоретически можно сделать, расточив цилиндры и нанеся лазерное покрытие заново. Однако это настолько трудно, что, как правило, мало кто из специалистов берется за него. Такой двигатель действительно не будет жить вечно.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Почему тогда капиталка непопулярна

Это не совсем так. Например, на железных дорогах капитальный ремонт тепловозов по-прежнему широко распространен. По-прежнему «капиталят» большегрузные автомобили, двигатели тракторов и экскаваторов.

Капитальный ремонт локомотива
Капитальный ремонт особенно популярен, если речь идет о тяжелой и дорогостоящей технике.
(c) Progress Rail
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Другой вопрос, что любая машина стареет не только двигателем. Изнашивается кузов, подвеска и трансмиссия. И чем старше автомобиль, тем труднее подобрать на него запчасти, включая те же подшипники. А для легковых машин эти факторы особенно влиятельны.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Mercedes-Benz W123
Двигатели Mercedes-Benz W123 известны тем, что их ресурс зачастую превышает 2 млн. км.
(c) Rudolf Stricker | Wikipedia

На практике двигатель и сам автомобиль все-таки не вечны, хотя при должном уходе они способны проезжать до 5 миллионов километров и более. Чего и вашему коню желаем.

Хотите знать больше? Почитайте другие наши материалы о двигателях внутреннего сгорания: