Лжец со стрелкой: 5 необычных фактов об обычном спидометре

Вы, наверное, слышали, что производители автомобилей намеренно искажают показания скорости. Забавный факт, но далеко не самый удивительный, если речь идет об этом приборе.
Лжец со стрелкой: 5 необычных фактов об обычном спидометре
(c) PxHere
Содержание статьи
В первых автомобилях приборов не было. От слова «совсем».

Потом перед водителем появилась приборная панель, а на ней... нет, первым появился не спидометр, а более важные приборы, позволяющие следить за состоянием двигателя. Спидометр появился позже, потом сильно вырос в размерах и постепенно выполз на главное место.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Более того, сейчас он... впрочем, обо всем по порядку.

паровой автомобиль
Кажется, этому автомобилю спидометр не нужен.
В общественном достоянии

Факт №1. Единственный обязательный

Во многих странах спидометр – единственный требуемый по закону прибор (входит ли Россия в их число, мне выяснить не удалось).

То есть, теоретически, если бы кто-то из автомобильных брендов захотел сделать супердешевый автомобиль, он мог бы убрать с приборной панели всю индикацию, вплоть до указателя уровня топлива. С другой стороны, вы и сами можете ездить с кучей неисправных приборов. Но спидометр должен быть – и он должен быть в порядке.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
ГАЗ-24 оборудовалась ленточным спидометром
Советская легковушка ГАЗ-24 «Волга» оборудовалась необычным ленточным спидометром: стрелка в нем перемещалась не по кругу, а двигалась справа налево.
Архив За рулем

Факт №2. Спидометр врет

Причем совершенно по закону. Автопроизводители намеренно так его устраивают, чтобы он завышал показания скорости на несколько процентов. Это делается, чтобы избежать обвинений со стороны водителей в том, что я, дескать, ехал четко 60 км/ч по спидометру, а мне прилетел штраф за превышение.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
speedometer
(c) Michael McCloskey, Fox News

Факт №3. Размер колес имеет значение

Чем больше колеса, тем более низкую скорость показывает спидометр. Дело в том, что на самом деле этот прибор измеряет не скорость самой машины, а частоту вращения колес – на одном из них установлен датчик. Число оборотов колеса на шкале пересчитывается в километры в час по формуле: скорость равна числу оборотов, умноженному на длину окружности колеса. А окружность получается тем больше, чем больше диаметр.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Как правило, спидометр завышает показания скорости, но насколько именно, зависит от диаметра колес.
Как правило, спидометр завышает показания скорости, но насколько именно, зависит от диаметра колес.
(c) Redline360 Garage

Кстати, это вторая причина, почему автопроизводители настраивают спидометры с завышением. Сейчас стало модно обувать машины в огромные «катки», и нужно, чтобы спидометр не занижал скорость даже на самых больших колесах.

Набор приборов на панели ВАЗ-2101 был куда лаконичнее, чем в современных машинах того же класса. Зато спидометр на ней занимает еще больше места, чем сейчас.
Набор приборов на панели ВАЗ-2101 был куда лаконичнее, чем в современных машинах того же класса. Зато спидометр на ней занимает еще больше места, чем сейчас.
(c) Студия автозвука "Эргономика"
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Факт №4. В ралли спидометры меряют другую скорость

В обычном автомобиле датчик скорости ставят на ведущие колеса. Если вам приходилось завязнуть, вы могли заметить, что когда колесо пробуксовывает и крутится на месте, стрелка спидометра показывает так, будто вы движетесь.

rally racing
Из-за сильной пробуксовки ведущих колес в ралли-болидах датчик спидометра вешают на неведущие колеса. Но как быть с полноприводными автомобилями?
(c) Grassroots Motorsports

Спортивные автомобили, сделанные для ралли-рейдов, проезжают в режиме пробуксовки значительную часть трассы. Если бы спидометры в них были сделаны как в обычной машине, то они бы показывали сильно завышенные цифры, поэтому в этих авто датчик вешают на неведущие колеса.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Факт №5. При аварии стрелка не возвращается к нулю

Такая особенность встречается в электромеханических спидометрах. При сильном столкновении стрелка спидометра замирает на той скорости, какая была у машины в момент удара.

Связано это с особенностями их устройства. Стрелку в таком спидометре двигает шаговый электромотор, причем в обе стороны – и в сторону повышения, и в сторону понижения. При аварии, если двигатель глохнет или разрывается цепь питания, то электромотор не может вернуть стрелку на место.

Хотите знать больше?

Ранее Techinsider рассказывал, как устроены спидометры.

Также мы рассказывали, как был изобретен другой необычный измерительный прибор — счетчик Гейгера.

А этот прибор узнают только те водители, которые застали времена СССР. Хотите попытаться угадать, что это такое? Кликайте ссылку.