Что получится, если корейские инженеры прокачают машину из СССР: яркая и печальная история Tavria Nova

Что бы вы сделали на месте восточных инженеров, если бы вас попросили омолодить машину, которая устарела еще до начала производства? А вот как они поступили, когда такую просьбу им высказали в реальности.
Что получится, если корейские инженеры прокачают машину из СССР: яркая и печальная история Tavria Nova
Соцсети
Содержание статьи

В 1995 году на АвтоЗАЗ пришел новый инвестор – автогигант GM в лице своего корейского подразделения Daewoo.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В тот момент Запорожский автозавод находился в плачевном положении, стремительно теряя покупателей и увязая в долгах. Если в начале девяностых с его конвейера сходило по 130-140 тысяч машин в год, то к 1994-му их число упало до 6000, а в следующем году – и вовсе до тысячи.

И это несмотря на то, что ЗАЗ-1102 «Таврия», единственная запорожская модель на тот период, была соблазнительно дешевой машиной — самой дешевой во всем СНГ, не считая тольяттинской «Оки». Но даже небогатых жителей бывшего СССР отпугивало жуткое – иначе и не скажешь – качество, которым «славился» украинский завод.

ЗАЗ-1102 Таврия, Запорожский автозавод
Колеса.ру
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Lanos vs «Таврия»

Daewoo Motor трудности партнера не пугали: для нее это был уже не первый опыт работы на постсоветском пространстве. Корейцы успешно запустили проект «Донинвест» в России, «УзДэу» в Узбекистане, помогали своим хозяевам из GM в проектах ЕлАЗ-GM и Chevrolet Niva. ЗАЗ для них тоже был очень интересен и они верили в успех.

Однако владевшее заводом украинское правительство выставило два сложных условия: оплатить долги завода перед рабочими, внести инвестиции на сумму около $150 миллионов и... найти способ реанимировать «Таврию».

Возможно, участвовавшие в переговорах корейские менеджеры искренне захотели познакомиться с машиной, столь ценной для их новых партнеров, что они непременно хотели ее сохранить. Возможно, они очень удивились, когда увидели ее вживую – простенький хэтчбек, который неплохо смотрелся бы в конце 1970-х, но безнадежно устарел к тому времени, о котором идет речь. Еще и собранный такими кривыми руками, что, кажется, сборщиков для конвейера учили работать в какой-нибудь банановой республике, а не в могучей ядерной державе.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Daewoo планировала наладить на ЗАЗ производство модели Lanos.
Daewoo планировала наладить в Украине производство модели Lanos.
Raf24 | Wikipedia

У Daewoo были другие планы: она собиралась наладить в Украине производство своих моделей Lanos, Nubira и Leganza. Как бы то ни было, корейцы оставили разные невежливые мысли при себе, что-то просчитали на своих корейских ЭВМ и согласились.

Опыт омолаживания старой иностранной модели у Daewoo уже был – незадолго до описываемых событий ее инженеры удачно превратили немецкий Opel Kadett B в Daewoo Nexia.

Tavria Nova

Собственно, с работы над качеством и начали приехавшие в Запорожье азиатские менеджеры и инженеры. На заводе полностью переналадили процессы окраски, штамповки и сварки.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Говорящий факт: если «Таврии» периода до 1995 года начинали гнить еще в автосалоне, то обновленные машины, сделанные по корейским технологическим стандартам, можно было увидеть на дорогах 20 лет спустя без единого пятнышка ржавчины. На фотографиях не видно, но Tavria Nova – так назвали модернизированную машину – выглядела как небо и земля, если поставить ее рядом со старой версией. Импортные краски более яркие и насыщенные, поверхность ровная и гладкая, ровные швы, отсутствие скрипов в кузове и подвесках – совершенно другой уровень.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В экстерьере изменились лишь отдельные детали. Появился задний спойлер и третий тормозной фонарь, большие зеркала, а в качестве платной опции – декоративные диски на колесах.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Сильнее поменялся салон: появилась новая, более удобная и информативная панель приборов, пластиковая крышка багажника, обивка сидений симпатичной расцветки.

Передняя панель ЗАЗ-1102 до...
Передняя панель до...
Колёса.ру
... и после рестайлинга.
... и после рестайлинга.
Колёса.ру

В разные узлы инженеры Daewoo внесли более 300 изменений. Вроде мелочи, но каждая из них имела огромное значение: патрубки, резиновые шланги, провода, и прочая, и прочая. К тому времени ЗАЗ все еще комплектовал машины узкими покрышками с камерами. Так не годится, постановили азиаты и заменили их на широкие бескамерные шины.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Сердце машины, 1,2-литровый движок МеМЗ-2457, в умелых руках корейских мотористов прибавил сил. Позднее появился вариант объемом 1,3 л, а затем распределенный впрыск, что сразу довело Tavria Nova до экологических норм «Евро-2».

Обновленные Tavria, сделанные по корейским технологическим стандартам, можно было увидеть на дорогах 20 лет спустя без единого пятнышка ржавчины.
Обновленные машины, сделанные по корейским технологическим стандартам, можно было увидеть на дорогах 20 лет спустя без единого пятнышка ржавчины.
Car-Directory

Невезучая украинка

Азиаты знали, что делали. Под их руками Tavria превратилась из аутсайдера в лакомый кусок для небогатого постсоветского автомобилиста – качественная, симпатичная и при этом недорогая. Продажи быстро пошли вверх, так что даже в кризисный 1998 год АвтоЗАЗ продал 40 тысяч экземпляров.

Увы, проект с Daewoo быстро развалился. Между партнерами начали портиться отношения, но что хуже всего, в 1999 году сам концерн Daewoo Motor обанкротился, и это поставило точку в корейско-японском сотрудничестве. А Tavria Nova выпускалась вплоть до 2007 года, поддерживая Запорожский автозавод на плаву.