Автомобиль для императора и министра: чем похожи советская «Чайка» и японка Nissan President

​​​​​Советские автомобили обычно принято сравнивать с европейскими или американскими моделями. Но давайте попробуем отойти от шаблона и сравнить нашу правительственную модель ГАЗ-14 с «японкой» из того же периода истории и того же класса. Обещаю, результат будет неожиданным.
Автомобиль для императора и министра: чем похожи советская «Чайка» и японка Nissan President
Wikipedia
Содержание статьи

У меня были веские причины взять именно эту пару. Отечественный правительственный автомобиль ГАЗ-14 стал вторым поколением легендарных «Чаек» – машин для перевозки высокопоставленных лиц. Выпуск модели начался в 1976 г.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

С другой стороны, Nissan President II тоже является вторым поколением «Президентов», создававшихся с прицелом на членов правительства, глав крупных компаний и даже членов императорской семьи. Модель представили в 1973 г., довольно близко по времени к родной «Чайке».

Nissan President: портрет в общих чертах

Если «Чайки» знакомы всем любителям автомобильной истории, то со второй моделью россияне практически незнакомы. Поэтому кратко поясню, что President выпускался с 1965 по 2010 годы и сменил четыре поколения.

По сути, это японский Mercedes-Benz или Rolls-Royce – эксклюзивный автомобиль, собираемый вручную с высочайшим качеством и из самых дорогих материалов. Не смотрите, что на его капоте шильдик Nissan.

Не ручаюсь, что сравнение будет на 100% корректным и полным – наша цель, скорее, уловить самые интересные общие черточки и отличия.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Чайка» крупнее

Сразу бросается в глаза разница в размерах: отечественный автомобиль почти на метр длиннее. Длина ГАЗ-14 составляет 6,1 м, а Nissan President около 5,3 м. В салоне «Чайки» три ряда сидений: два основных ряда и еще пара откидных кресел между ними, предназначенных для охранников.

чайка ГАЗ-14
Дром
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

И это при том, что «Чайка» в СССР относилась к «большим автомобилем 2 класса». Иначе говоря, в нашей стране существовали еще более роскошные и большие лимузины ЗИЛ.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Nissan President II H250
TTTNIS / Wikipedia

Несмотря на меньшие размеры, салон President тоже просторен, поскольку в нем всего четыре места: два спереди и два сзади.

Японский мотор меньше и совершеннее

У обоих автомобилей двигатель эксклюзивный. Двигатель V8 нашей «Чайки» на середину 1970-х был самым совершенным в СССР. Он оснащен двумя карбюраторами, имеет объем 5,5 л и мощность 220 л. с.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Приборная панель обеих машин оформлена вставками из натурального дерева. На фото вариант Nissan President
Приборная панель обеих машин оформлена вставками из натурального дерева. На фото вариант Nissan.
Youtube

Японский мотор Y44 на 20% меньше по объему, но по мощности уступает всего на 10% – около 200 л. с. Правда, меряли мощность в Японии и СССР по разным правилам. Топливная система его тоже вначале была карбюраторной, но японцы довольно быстро перевели автомобиль на электронный впрыск.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В салоне – влияние американцев

Интерьеры моделей ГАЗ и Nissan выглядят до странного похоже – и для советских, и для японских дизайнеров эталоном были американские автомобили того времени. «Чайка» нашпигована сервоприводами, «Президент» – электроприводами.

Салон ГАЗ-14 Чайка
Советские кресла обтянуты велюром...
Hooniverse
Салон Nissan President
а японские – более дорогими шерстью и шелком.
Youtube

Обе укомплектованы богато, по меркам 1970-х, но японцы чуть впереди – даже форточки на передних дверях имеют электропривод. Кондиционер у «праворульки» двухзонный, а у нашей «Чайки» он работает только на задние сиденья. Кстати, любопытная деталь: для этой модели кондеи закупали в Японии.

Разные судьбы

Пожалуй, самое серьезное отличие в том, какими стали судьбы двух автомобилей. В Японии автомобиль «как у императора» могли купить и обычные люди – конечно, из обеспеченного класса.

«Чайку» в СССР получить в легальное владение было невозможно. Роскошный автомобиль считался привилегией партноменклатуры, его выделяли под должность.

Это сыграло свою роль в судьбе двух машин. Если Nissan President выпускался 45 лет и за это время компания сделала 56000 единиц, то «Чаек» двух поколений было сделано чуть больше 4000 – на порядок меньше. И закончилась жизнь красивого автомобиля довольно печально – если вы эту историю раньше не слышали, то прочитать ее можно здесь.

При написании статьи использованы данные из обзора Nissan President II, составленного порталом Bibimot.