«Каждому стахановцу по суперкару!» Зачем в СССР сделали странный люкс-автомобиль

Представьте: на дворе 1937 год, идут сталинские репрессии, выделяться из общей массы не только не принято, но и опасно – не ровен час, назовут буржуем и врагом народа. И вот в этих условиях Горьковский автозавод представляет автомобиль, явно предназначенный нет для широких масс, а для преуспевающего индивидуума.
«Каждому стахановцу по суперкару!» Зачем в СССР сделали странный люкс-автомобиль
В общественном достоянии
Содержание статьи

В историю он вошел под названием ГАЗ-М-1 «Купе» или ГАЗ-М2 – разные источники противоречат друг другу.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Двухместную версию знаменитой «Эмки» создавала группа инженеров ГАЗа, специализировавшаяся на автомобилях для спорта. К тому моменту у них за плечами был опыт создания первого настоящего советского гоночного автомобиля ГАЗ ГЛ-1.

Говорили, что новинка тоже предназначена для состязаний, поэтому в ее салоне всего два места. Передняя часть, капот и передняя стенка салона, заимствованы у серийного седана ГАЗ-М-1, а задняя половина – у двухместного купе Ford Model 40 Deluxe V8.

ГАЗ-М-1 Ударник
Экспериментальный ГАЗ-М-2
В общественном достоянии
ГАЗ-М-1
Серийный ГАЗ-М-1
В общественном достоянии
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Мощный, прочный, безопасный

Для придания динамичности автомобиль оснастили 65-сильным двигателем Ford V8 от той же модели. Коробка передач получила усовершенствованное переключение, а раму автомобиля усилили.

Кроме этого, для безопасной езды ночью на больших скоростях автомобиль получил четыре передних фары, против двух у седана ГАЗ-М-1.

ГАЗ-М1 Купе
Интересная деталь: у этого автомобиля аж 3 запасных колеса, два из которых размещены на передних крыльях, а третье сзади.
В общественном достоянии
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Не по-советски комфортный

В салоне обстановка скромная, но все же более люксовая, чем у серийных «Эмок». Отделка серым или коричневым сукном, раздельные кресла вместо единого дивана, причем водительское – регулируемое для удобной посадки. Есть солнцезащитные козырьки и даже пепельница и прикуриватель – роскошь по меркам 1930-х.

Самый быстрый автомобиль Союза

В августе того же 1937 года «Купе» впервые заявили на 100-километровую гонку: машина пришла первой, обойдя несколько иностранных спорткаров и новую газовскую модель ГАЗ-11-40, оснащенную мощным 6-цилиндровым двигателем нового поколения. Правда, всего на 5 секунд.

ГАЗ-М2
В общественном достоянии
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Гран Туризмо» для стахановца?

В серийный выпуск автомобиль не пошел.

Для автомобильных историков он остался загадкой. В его спортивное назначение не очень-то верится. Это, скорее, мощный дорожный автомобиль – тот же Ford Model 40 Deluxe, к которому горьковское «Купе» очень близко, в США имел репутацию автомобиля для коммивояжера.

Образцом гоночного автомобиля может служить вышеупомянутый ГАЗ-ГЛ1 – очень обтекаемый, с низким кузовом и очень тесной кабиной, предельно облегченный и вовсе не отличающийся комфортом.

ГАЗ-ГЛ-1
Образцом гоночного автомобиля может служить ГАЗ-ГЛ-1, первый советский гоночный автомобиль заводской постройки.
В общественном достоянии
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Купе» же больше похоже на западные автомобили для богатых людей категории Gran Turismo. У него все для этого есть – мощный двигатель и фары, комфортабельный двухместный салон с улучшенной комплектацией.

Возможно, ключом к отгадке его тайны служит третье название купе, тоже сохранившееся в истории – ГАЗ-М-1 «Ударник». Резонно предположить, что инженеры ГАЗа хотели выделить и наградить лучших людей родины, дав им возможность путешествовать с комфортом и получать удовольствие от скорости?

Мы никогда не узнаем, верна ли эта догадка.

Спасибо читателю Евгению Шершнёву за замеченные опечатки.