«Каждому стахановцу по суперкару!» Зачем в СССР сделали странный люкс-автомобиль
В историю он вошел под названием ГАЗ-М-1 «Купе» или ГАЗ-М2 – разные источники противоречат друг другу.
Двухместную версию знаменитой «Эмки» создавала группа инженеров ГАЗа, специализировавшаяся на автомобилях для спорта. К тому моменту у них за плечами был опыт создания первого настоящего советского гоночного автомобиля ГАЗ ГЛ-1.
Говорили, что новинка тоже предназначена для состязаний, поэтому в ее салоне всего два места. Передняя часть, капот и передняя стенка салона, заимствованы у серийного седана ГАЗ-М-1, а задняя половина – у двухместного купе Ford Model 40 Deluxe V8.
Мощный, прочный, безопасный
Для придания динамичности автомобиль оснастили 65-сильным двигателем Ford V8 от той же модели. Коробка передач получила усовершенствованное переключение, а раму автомобиля усилили.
Кроме этого, для безопасной езды ночью на больших скоростях автомобиль получил четыре передних фары, против двух у седана ГАЗ-М-1.
Не по-советски комфортный
В салоне обстановка скромная, но все же более люксовая, чем у серийных «Эмок». Отделка серым или коричневым сукном, раздельные кресла вместо единого дивана, причем водительское – регулируемое для удобной посадки. Есть солнцезащитные козырьки и даже пепельница и прикуриватель – роскошь по меркам 1930-х.
Самый быстрый автомобиль Союза
В августе того же 1937 года «Купе» впервые заявили на 100-километровую гонку: машина пришла первой, обойдя несколько иностранных спорткаров и новую газовскую модель ГАЗ-11-40, оснащенную мощным 6-цилиндровым двигателем нового поколения. Правда, всего на 5 секунд.
«Гран Туризмо» для стахановца?
В серийный выпуск автомобиль не пошел.
Для автомобильных историков он остался загадкой. В его спортивное назначение не очень-то верится. Это, скорее, мощный дорожный автомобиль – тот же Ford Model 40 Deluxe, к которому горьковское «Купе» очень близко, в США имел репутацию автомобиля для коммивояжера.
Образцом гоночного автомобиля может служить вышеупомянутый ГАЗ-ГЛ1 – очень обтекаемый, с низким кузовом и очень тесной кабиной, предельно облегченный и вовсе не отличающийся комфортом.
«Купе» же больше похоже на западные автомобили для богатых людей категории Gran Turismo. У него все для этого есть – мощный двигатель и фары, комфортабельный двухместный салон с улучшенной комплектацией.
Возможно, ключом к отгадке его тайны служит третье название купе, тоже сохранившееся в истории – ГАЗ-М-1 «Ударник». Резонно предположить, что инженеры ГАЗа хотели выделить и наградить лучших людей родины, дав им возможность путешествовать с комфортом и получать удовольствие от скорости?
Мы никогда не узнаем, верна ли эта догадка.
Спасибо читателю Евгению Шершнёву за замеченные опечатки.