«Погрузишь легочного, а привозишь с заворотом кишок!» Что говорили водители про первый советский грузовик АМО
Забавно, насколько письма читателей похожи на нынешние интернет-отзывы. Автомобиль хороший – его хвалят, плохой – ругают. АМО-Ф-15 в основном ругали.
АМО-Ф-15: первое знакомство
Производство этого грузовика наладили ровно 100 лет назад, в 1924 году, на автомобильном заводе, основанном еще в дореволюционные годы – «Товарищество на паях автомобильного Московского общества». Позже он превратится в ЗИЛ, а в двадцатых на АМО впервые с окончания Гражданской войны наладили серийное производство грузовиков.
Еще до Октябрьской революции здесь выпускали лицензионную копию итальянского полуторатонника Fiat 15 Ter. Новый АМО-Ф-15 (Ф-15 указывает на его родство с Fiat 15) стал его модернизированной версией с чуть более комфортабельной кабиной и рядом других улучшений. Маховик уменьшили по размеру, чтобы увеличить дорожный просвет, увеличили радиатор, добавили электрические фары, стартер и звуковой сигнал.
Выпускался автомобиль около семи лет и за это время было сделано около 6000 единиц, так что АМО стал первым по-настоящему массовым советским автомобилем.
«Такая получается тряска»
В нашей небогатой стране техника обычно служит долго. Автомобили ездят до тех пор, пока буквально не развалятся на ходу.
Напротив, АМО-Ф-15 исчезли из автопарков довольно быстро после того, как их прекратили выпускать. Ответ к этой загадке дает чтение отзывов шоферов тех лет – точнее, жалоб. Жаловались они, по большому счету, на две вещи.
«Машина станет эластичней»
Эргономика первенца нашего автопрома была ужасной даже для непритязательных водителей тех времен. Руль и педали относительно сиденья были установлены крайне неудобно, а само сиденье было слишком вертикальным, поэтому у водителей при работе постоянно болела спина, руки и ноги.
«Недостатки: сиденье и педаль высоки – сидишь, как на стульчаке! Сиденье оттянуть назад, ниже, поотложе», – писали в редакцию шоферы Мосздравотдела Коваленко и Козлов. Их отзыв увидел свет в статье «Слово имеют шоферы», включенной в первый выпуск «За Рулем» за 1928 г.
Подвеска была избыточно жесткой, что особенно чувствовалось, если машина шла с небольшим грузом: «То, что дает нам АМО, не соответствует своему назначению – перевозке больных. Весь наш груз – два-три человека, а мотор на машинах – для полуторатонного грузовика! От этого несоответствия такая получается тряска, что положишь легочного больного, а привезешь его с заворотом кишок!»
Водители предложили удлинить рессоры: «Машина станет эластичней».
«Надо пожелать тщательности»
Здоровье вещь важная, но не менее проблемными были качество сборки и надежность. Из-за непродуманности электропроводки провода постоянно перетирались и замыкали, портя электрооборудование, дифференциал заднего моста и аккумулятор были ненадежными.
Хватало и конструктивных дефектов. Сдвоенные шины на задней оси устанавливались без зазора, из-за чего быстро изнашивались просто из-за трения друг об друга. Барабанные тормозные колодки были чугунными и стачивались всего за 2-3 месяца.
А ремонт производитель выполнял ой как долго: «Завод должен безусловно сократить простой машин при починке, иначе потерянное время обойдется дороже, чем ремонт за собственный счет: в последний раз из-за починки одного только дифера три недели простояла машина на заводе!» – плакались водители.
«Надо пожелать большей тщательности сборки, проверки качеств материала!» – был их немудреный итог.