«Погрузишь легочного, а привозишь с заворотом кишок!» Что говорили водители про первый советский грузовик АМО

Читая их мнения, вы посмотрите на историю первенца автопрома СССР с менее очевидной стороны – глазами живых очевидцев.
«Погрузишь легочного, а привозишь с заворотом кишок!» Что говорили водители про первый советский грузовик АМО
autowp.ru
В наши дни потребители оставляют отзывы о товарах на сайтах интернет-магазинов. Сто лет назад роль таких площадок для обмена опытом играла пресса – а если говорить об автомобилях, то старейший русский автомобильный журнал «За рулем».

Забавно, насколько письма читателей похожи на нынешние интернет-отзывы. Автомобиль хороший – его хвалят, плохой – ругают. АМО-Ф-15 в основном ругали.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

АМО-Ф-15: первое знакомство

Производство этого грузовика наладили ровно 100 лет назад, в 1924 году, на автомобильном заводе, основанном еще в дореволюционные годы – «Товарищество на паях автомобильного Московского общества». Позже он превратится в ЗИЛ, а в двадцатых на АМО впервые с окончания Гражданской войны наладили серийное производство грузовиков.

Еще до Октябрьской революции здесь выпускали лицензионную копию итальянского полуторатонника Fiat 15 Ter. Новый АМО-Ф-15 (Ф-15 указывает на его родство с Fiat 15) стал его модернизированной версией с чуть более комфортабельной кабиной и рядом других улучшений. Маховик уменьшили по размеру, чтобы увеличить дорожный просвет, увеличили радиатор, добавили электрические фары, стартер и звуковой сигнал.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Fiat 15 Ter truck
Fiat 15 Ter
autowp.ru
АМО-Ф-15 грузовик
АМО-Ф-15
autowp.ru
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Выпускался автомобиль около семи лет и за это время было сделано около 6000 единиц, так что АМО стал первым по-настоящему массовым советским автомобилем.

«Такая получается тряска»

В нашей небогатой стране техника обычно служит долго. Автомобили ездят до тех пор, пока буквально не развалятся на ходу.

Напротив, АМО-Ф-15 исчезли из автопарков довольно быстро после того, как их прекратили выпускать. Ответ к этой загадке дает чтение отзывов шоферов тех лет – точнее, жалоб. Жаловались они, по большому счету, на две вещи.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Машина станет эластичней»

Эргономика первенца нашего автопрома была ужасной даже для непритязательных водителей тех времен. Руль и педали относительно сиденья были установлены крайне неудобно, а само сиденье было слишком вертикальным, поэтому у водителей при работе постоянно болела спина, руки и ноги.

«Недостатки: сиденье и педаль высоки – сидишь, как на стульчаке! Сиденье оттянуть назад, ниже, поотложе», – писали в редакцию шоферы Мосздравотдела Коваленко и Козлов. Их отзыв увидел свет в статье «Слово имеют шоферы», включенной в первый выпуск «За Рулем» за 1928 г.

Подвеска была избыточно жесткой, что особенно чувствовалось, если машина шла с небольшим грузом: «То, что дает нам АМО, не соответствует своему назначению – перевозке больных. Весь наш груз – два-три человека, а мотор на машинах – для полуторатонного грузовика! От этого несоответствия такая получается тряска, что положишь легочного больного, а привезешь его с заворотом кишок!»

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
санитарная машина амо
autowp.ru
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Водители предложили удлинить рессоры: «Машина станет эластичней».

«Надо пожелать тщательности»

Здоровье вещь важная, но не менее проблемными были качество сборки и надежность. Из-за непродуманности электропроводки провода постоянно перетирались и замыкали, портя электрооборудование, дифференциал заднего моста и аккумулятор были ненадежными.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Хватало и конструктивных дефектов. Сдвоенные шины на задней оси устанавливались без зазора, из-за чего быстро изнашивались просто из-за трения друг об друга. Барабанные тормозные колодки были чугунными и стачивались всего за 2-3 месяца.

А ремонт производитель выполнял ой как долго: «Завод должен безусловно сократить простой машин при починке, иначе потерянное время обойдется дороже, чем ремонт за собственный счет: в последний раз из-за починки одного только дифера три недели простояла машина на заводе!» – плакались водители.

АМО-Ф-15
autowp.ru
АМО-Ф-15 грузовик
Радио 7

«Надо пожелать большей тщательности сборки, проверки качеств материала!» – был их немудреный итог.

Как начинался автопром нашей страны: 3 самые интересные истории

Понятно, что с появлением более новых и совершенных ГАЗ-АА и ЗИС-5 автопредприятия Союза с облегчением избавились от неизлечимых АМО.

 

Кстати, два других первенца нашего машиностроения, трактор «Фордзон-Путиловец» и легковая машина ГАЗ-А, тоже вымерли буквально как динозавры, но по другим причинам. Кликайте на ссылки, чтобы узнать подробнее.

 

А еще вы можете узнать, почему в Испании наш ЗИС прозвали «Три брата-коммуниста».