Реагенты, соль и жир: чего боятся зимние шины и как продлить их службу
Колеса – самая дорогая запчасть автомобиля. Именно на них, судя по исследованиям, автовладельцы тратят больше всего денег. А раз так, то хотелось бы, чтобы они служили дольше. Конечно, любая, даже очень качественная резина рано или поздно сточит протектор об асфальт, растеряет шипы, и ее придется выкинуть. Но есть ли способы отсрочить этот момент?
Возьмем, к примеру, соль и реагенты: хотелось бы понять, влияют ли они на состояние резины, не старят ли ее преждевременно.
Белесый налет неопасен, но и не красив – как от него избавиться
Соль и различные дорожные реагенты существенного влияния на автомобильную резину не оказывают, объяснил нам Андрей Молодовский, шинный эксперт и ведущий специалист по связям с общественностью компании «Колеса Даром». «Их воздействие может проявляться разве что в белых разводах на боковинах или в виде общего помутнения цвета резины. Внутрь резиновой смеси – если она в цельном, пригодном для эксплуатации состоянии – эти вещества не проникают.
Они лишь портят внешний вид, поэтому солевые следы и белый налет с резины удаляют средствами автокосметики, говорит эксперт. Боковины шин обрабатывают специальными «чернителями» резины на основе силикона, которые, кроме придания блестящего черного цвета, обладают еще хорошими водо- и грязеотталкивающими свойствами.
«Такая обработка достаточно продолжительное время не позволяет оседать на поверхности резины пыли и грязи, и препятствует солевым растворам и реагентам оставлять следы, при этом защищая шины от излишнего иссыхания», – говорит он.
Перед обработкой боковины важно очистить от загрязнений с помощью обычной мойки с применением специальных очистителей и кондиционеров для шин, советует он.
Диски боятся соли и реагентов, а шипы – нет
Реагенты и соли в большей степени негативно влияют на металл, в первую очередь на железо, говорит он. «Здесь, скорее, можно вести речь об окислении и коррозии автомобильных дисков, в первую очередь стальных штампованных».
В отличие от них, литые диски изготавливаются из сплавов алюминия, не боящихся коррозии, и дополнительно покрываются качественным лакокрасочным покрытием, так что им обычные солевые растворы и регламентированные дорожные реагенты не так страшны.
Шипы тоже делаются из металла, но...
По первому впечатлению, шипы должны в первую очередь страдать от реагентов, ведь они входят с ними в самый плотный контакт. Если корпус шипа разрушится от коррозии, он выпадет из протектора.
«Однако, в наши дни бóльшая доля применяемых шипов имеют корпус из того же алюминия, а сам сердечник шипа, отвечающий за сцепление со льдом, вообще изготавливается из твердых сплавов: карбида вольфрама, или титана, или ниобия, или других металлов, – говорит эксперт. – Все они также не ржавеют».
Даже те шипы, корпус которых изготавливается из традиционной стали, все же состоят не из чистого железа, а из его сплавов, меньше подверженных ржавлению: «Максимум, что может произойти с шипами в самом простом стальном корпусе, это наружное окисление с небольшой поверхностной коррозией, которая вряд ли разрушит корпус шипа за весь отведенный ему срок эксплуатации. Ресурс даже таких шипов составляет несколько лет».
Настоящий враг резины – машинные масла
Автомобильным шинам гораздо больший и заметный вред, вплоть до разрушения молекулярной структуры резиновой смеси, наносят машинные масла – как свежие, так и отработанные, различные растворители и другие горюче-смазочные материалы, говорит эксперт.
«Здесь нужно четко понимать, что, в отличие от обычных резиновых изделий и патрубков, резиновая смесь в шинах имеет сложнейшее сочетание из множества компонентов – только основных ингредиентов в ней более 20. Все они применяются, чтобы обеспечить шине необходимые эксплуатационные характеристики. У авторезины, в зависимости от ее сезонности и класса, должны быть определенная твердость или мягкость, эластичность, вязкость, упругость, износостойкость и, опять-таки, долговечность».
Автомасла и прочие ГСМ содержат химические элементы для разъедания налета и очистки двигателя, и они нещадно расщепляют тонкую структуру резиновой смеси шин, объясняет он. При контакте с ними резина разбухает на молекулярном уровне в местах соприкосновения, теряет эластичность, перестает выдерживать необходимые нагрузки и со временем неизбежно меняет свои свойства: «Например, уже через 3-4 дня после непродолжительного контакта шины с моторным маслом в месте контакта резина может терять твердость на 10-15 единиц по Шору».
Ускоренное разрушение происходит, как правило, локально. Даже если такую шину все еще можно активно использовать, полный расчетный срок службы она не выдержит. «Например, впитывание автомобильного масла протектором приводит к его неравномерному износу на отдельных участках, а на боковине это грозит опасными местными повреждениями, влекущими внезапное разрушение шины во время движения», – предупреждает Андрей Молодовский, шинный эксперт и ведущий специалист по связям с общественностью компании «Колеса Даром».
Зная эти вещи, можно уберечь шины от преждевременного старения. Не ломайтесь.