Мотособака: как выбрать буксировщик для саней, если вы в этом полный чайник
У мотобуксировщика (МБ) есть три главных характеристики: длина и ширина гусеницы и мощность двигателя. На самом деле, есть еще вес и габариты, но эти параметры являются производными от первых трех: чем мощнее движок, чем больше лыжа, тем тяжелее и габаритнее агрегат.
На что влияет размер гусеницы: маневренность vs проходимость
Очевидно, в первую очередь от него зависит проходимость по снегу. Чем длиннее и шире лыжа, тем более глубокий снег может преодолеть МБ, не закопавшись.
Правда, при увеличении длины гусеницы агрегат становится менее маневренным и более тяжелым, поэтому управляться с ним труднее.
На что влияет мощность двигателя: много лошадей не всегда хорошо
В первую очередь, на буксировочные способности. Например, для одного человека с небольшой поклажей может быть достаточно движка мощностью 6-8 л. с., а вот если три рыбака отправляются на рыбалку на санном поезде, им потребуется буксировщик на 15 сил, даже если тащить сани придется по льду, где сопротивление движению невелико.
Мощность двигателя влияет и на проходимость, причем неочевидным образом. Мощный мотор весит больше, поэтому буксировщик сильнее закапывается. А выбраться дополнительные лошади не помогают, а только мешают, потому что гусеница чуть что срывается в пробуксовку.
Варианты подвески: колеса против гусениц
Наиболее популярны гусеничные мотособаки, еще называемые мотобуксировщиками для глубокого снега (МГС). Возможны разные конфигурации: короткие и широкие гусеницы, узкие и длинные.
- МБ с короткой гусеницей более маневренны и лучше подходят для толкания саней или движения по снежной целине.
- МБ с длинной гусеницей оптимальны для езды по поверхности водоемов и утрамбованным тропам.
- Сама подвеска может быть с опущенной или поднятой задней звездочкой. Первый вариант имеет повышенную проходимость благодаря увеличенной площади контакта со снегом. Второй более маневренный и он может двигаться по снегу задним ходом.
- А еще есть вариант с разрезной гусеницей: у таких мотособак в середину гусеницы вставлен металлический каркас с шипами. Такая мотособака предназначена для езды по гладкому льду и наслуде (тонкому слою воды поверх льда).
Колесные мотособаки
Но гусеница не единственный вариант – существуют также колесные МБ на пневматиках низкого давления.
- Буксировщик на пневматиках — это всесезонный вариант, который можно использовать летом. Его второе достоинство – устойчивость к опрокидыванию и легкость обслуживания подвески.
- Минусов у колесного буксировщика тоже два: он не справится с глубоким снегом и он более жесткий на ухабах, потому что амортизации у него нет.
Какой мотобуксировщик выбрать: 5 популярных вариантов использования
Самым универсальным считается средний вариант, объясняет сайт производителя Xtreme Motors: буксировщик с двигателем мощностью около 10-11 л. с. и гусеницей 500х2828 мм. Он сочетает приемлемые тяговые способности, проходимость, маневренность и умеренный вес.
Для владельцев небольших автомобилей, путешествующих по снегу в одиночку, лучше подойдет самая маленькая и легкая мотособака, потому что погрузить ее в одиночку в машину не так-то просто.
Кстати, маленькие и маломощные варианты с короткой гусеницей еще и лучше всего подходят для поездок по пересеченной местности – например, по лесу.
А вот для компании рыбаков, везущих поклажу на санном поезде из 2-3 саней, нужна модель мощностью до 15 л. с., чтобы она справилась с нагрузкой. В таком случае предпочтителен короткий и мощный буксировщик, чтобы одни сани толкать, а остальные тянуть.
Для длинных поездок в комплект к буксировщику стоит докупить лыжный модуль. С ним буксировщик фактически превращается в небольшой снегоход. Посадка и управление в таком варианте более удобны.