5 забытых секретов советского внедорожника ГАЗ М-72 – или почему 20+69 не равно 72

Создавая внедорожник ГАЗ М-72, инженеры Горьковского автозавода взяли кузов и двигатель ГАЗ М-20 «Победа», соединили с трансмиссией вездехода ГАЗ-69 и поставили на его же шасси. Такая история ее создания часто пересказывается автомобильными блогерами и энтузиастами автопрома СССР.
Если бы все было так просто! На самом деле, плод любви «Победы» и «козла», как в народе назвали ГАЗ-69, был бы хилым и нежизнеспособным. Проблема в том, что один автомобиль рамный, а другой имеет несущий кузов. Раздаточная коробка и тяжеленные мосты 69-го крепятся к мощной раме. Установите их в нежный легковой кузов «Победы», да еще прорежьте в днище дыру под полноприводную трансмиссию, и на бездорожье он быстро развалится.


Установить этот кузов целиком на раму? Автомобиль получится тяжелым и неуклюжим – тоже так себе решение.
На практике, КБ ГАЗ все же превратил ГАЗ М-72 в безрамный внедорожник, хотя инженерам пришлось внести множество изменений почти во все агрегаты, чтобы все работало как надо, а кое-что вообще разработать заново.
Кузов: прочнее, но не тяжелее
Раз рамы нет, значит, кузов нужно было усилить.
Чтобы при этом он не стал тяжелее, на ГАЗе впервые в СССР и в одном из первых случаев в мировой практике организовали научно-исследовательскую лабораторию электрических испытаний. На испытуемый автомобиль вешали тензометрические датчики, позволявшие измерить деформации в любой точке кузова.

Это позволило очень точно рассчитать, какие места нужно усилить. На основе измерений инженеры кузовного отдела спроектировали подмоторную раму, усилитель моторного щита, силовые вставки для днища и дополнительные стойки для крыши. Кузов М72 против обычной «Победы» стал жестче на кручение на 50%, а на изгиб на 30%, при этом его вес увеличился всего на 23 кг – даже по современным меркам это отличная экономия веса.
Подвеска: новый задний мост
Задний мост разработали заново – с полуразгруженными полуосями, более легкий, чем у ГАЗ-69. Для лучшей управляемости на шоссе добавилась поперечная тяга. Рессоры тоже применили другие, более длинные.

Колея передней подвески уменьшилась, поэтому некоторые ее детали тоже пришлось разработать заново.
Трансмиссия прежняя, но...
Изменениям не подверглась лишь раздаточная коробка от внедорожника. И все же у М-72 она была другой, лучшего качества: для этого «кроссовера» отбирали лучшие экземпляры «газиковских» раздаток, наименее шумные.
Двигатель большей мощности
Чтобы компенсировать увеличенный вес и трение в полноприводной трансмиссии, мощность двигателя увеличили на 5 л. с. Для этого степень сжатия увеличили с 6,2 до 6,5. Форсированный двигатель обеспечили лучшим охлаждением с более производительным вентилятором.
Иной дизайн передка
У ГАЗ М-72 есть примечательное отличие от обычной «Победы» – другая решетка радиатора с широкими отверстиями вместо прежней «тельняшки» с множеством мелких щелей. Старая решетка не обеспечивала мотор на проселке хороший обдув, и дизайн переработали.


Любопытно, что эта решетка перешла и на легковые «Победы» поздних серий, получившие индекс М-20В. В тот момент уже шла разработка легковушки следующего поколения ГАЗ-21 «Волга», и на заводе решили, что продолжать выпускать «победовские» решетки двух разных видов нет смысла.
Так что получается, что М-72 не лего-конструктор, собранный из двух наборов деталей, а вполне себе самостоятельная модель, которая еще и повлияла на своего «донора» агрегатов.
По материалам «Колёса.ру».
Исправлено 5 февраля по замечаниям читателей: тензометрические датчики измеряют не напряжение, а деформацию.