5 забытых секретов советского внедорожника ГАЗ М-72 – или почему 20+69 не равно 72

Конечно, не равно, скажет читатель. Но многие автомобильные блоги поспорят с вами: равно, батенька, равно!
5 забытых секретов советского внедорожника ГАЗ М-72 – или почему 20+69 не равно 72
В общественном достоянии
Содержание статьи

Создавая внедорожник ГАЗ М-72, инженеры Горьковского автозавода взяли кузов и двигатель ГАЗ М-20 «Победа», соединили с трансмиссией вездехода ГАЗ-69 и поставили на его же шасси. Такая история ее создания часто пересказывается автомобильными блогерами и энтузиастами автопрома СССР.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Если бы все было так просто! На самом деле, плод любви «Победы» и «козла», как в народе назвали ГАЗ-69, был бы хилым и нежизнеспособным. Проблема в том, что один автомобиль рамный, а другой имеет несущий кузов. Раздаточная коробка и тяжеленные мосты 69-го крепятся к мощной раме. Установите их в нежный легковой кузов «Победы», да еще прорежьте в днище дыру под полноприводную трансмиссию, и на бездорожье он быстро развалится.

ГАЗ М-20 Победа архивное фото
ГАЗ М-20 Победа
CC0
ГАЗ-69 автомобиль
ГАЗ-69
Aleksandr Glovarov - Wikipedia
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Установить этот кузов целиком на раму? Автомобиль получится тяжелым и неуклюжим – тоже так себе решение.

На практике, КБ ГАЗ все же превратил ГАЗ М-72 в безрамный внедорожник, хотя инженерам пришлось внести множество изменений почти во все агрегаты, чтобы все работало как надо, а кое-что вообще разработать заново.

Кузов: прочнее, но не тяжелее

Раз рамы нет, значит, кузов нужно было усилить.

Чтобы при этом он не стал тяжелее, на ГАЗе впервые в СССР и в одном из первых случаев в мировой практике организовали научно-исследовательскую лабораторию электрических испытаний. На испытуемый автомобиль вешали тензометрические датчики, позволявшие измерить деформации в любой точке кузова.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
ИСПЫТАНИЯ ГАЗ М 72
CC0
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Это позволило очень точно рассчитать, какие места нужно усилить. На основе измерений инженеры кузовного отдела спроектировали подмоторную раму, усилитель моторного щита, силовые вставки для днища и дополнительные стойки для крыши. Кузов М72 против обычной «Победы» стал жестче на кручение на 50%, а на изгиб на 30%, при этом его вес увеличился всего на 23 кг – даже по современным меркам это отличная экономия веса.

Подвеска: новый задний мост

Задний мост разработали заново – с полуразгруженными полуосями, более легкий, чем у ГАЗ-69. Для лучшей управляемости на шоссе добавилась поперечная тяга. Рессоры тоже применили другие, более длинные.

Andshel - Wikipedia
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Колея передней подвески уменьшилась, поэтому некоторые ее детали тоже пришлось разработать заново.

Трансмиссия прежняя, но...

Изменениям не подверглась лишь раздаточная коробка от внедорожника. И все же у М-72 она была другой, лучшего качества: для этого «кроссовера» отбирали лучшие экземпляры «газиковских» раздаток, наименее шумные.

Двигатель большей мощности

Чтобы компенсировать увеличенный вес и трение в полноприводной трансмиссии, мощность двигателя увеличили на 5 л. с. Для этого степень сжатия увеличили с 6,2 до 6,5. Форсированный двигатель обеспечили лучшим охлаждением с более производительным вентилятором.

Иной дизайн передка

У ГАЗ М-72 есть примечательное отличие от обычной «Победы» – другая решетка радиатора с широкими отверстиями вместо прежней «тельняшки» с множеством мелких щелей. Старая решетка не обеспечивала мотор на проселке хороший обдув, и дизайн переработали.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
прототип ГАЗ м72
Один из первых прототипов: передок все еще легковой.
CC0
газ м-72
Серийный экземпляр. Кроме решетки радиатора, в экстерьере есть вторая фишка — щитки, прикрывающие задние арки.
CC0

Любопытно, что эта решетка перешла и на легковые «Победы» поздних серий, получившие индекс М-20В. В тот момент уже шла разработка легковушки следующего поколения ГАЗ-21 «Волга», и на заводе решили, что продолжать выпускать «победовские» решетки двух разных видов нет смысла.

Так что получается, что М-72 не лего-конструктор, собранный из двух наборов деталей, а вполне себе самостоятельная модель, которая еще и повлияла на своего «донора» агрегатов.

Исправлено 5 февраля по замечаниям читателей: тензометрические датчики измеряют не напряжение, а деформацию.