Статью можно прослушать

Всплывающие фары: куда исчезла харизматичная фишка автомобильного дизайна

Ценители автомобильного дизайна до сих пор ностальгируют по скрытым фарам – была в них какая-то необъяснимая харизма. Я вас сейчас удивлю: современные законы не запрещают устанавливать такие фары на автомобили. Почему же в наши дни их не встретишь?
Рома Назаров
Рома Назаров
Всплывающие фары: куда исчезла харизматичная фишка автомобильного дизайна
Andybreuhan — Wikipedia
Послушать текст
Содержание

Помните, как выглядели автомобили в первой половине 20 века? Длинные капоты, изогнутые крылья, и поверх всей этой красоты – две, а то и четыре большие круглые фары. Одни дизайнеры превращали эти фары в предмет искусства. Другие ненавидели, считая, что фары ломают эстетику чистых форм кузова автомобиля.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Cadillac Fleetwood 1930 года автомобиль
Cadillac Fleetwood 1930 года
Rex Gray

К тому же машины становились все быстроходнее, а фары оказывали заметное сопротивление потоку воздуха, еще и издавая сильный гул на ветру.

Очевидной идеей было спрятать головной свет, когда он не используется. Первым автомобилем со скрытыми фарами стал футуристичный Cord 810, представленный в 1935 году. Механизм подъема фар был ручным, от рычагов на передней панели.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
cord 812
Первым автомобилем со всплывающими фарами в СССР стал, по-видимому, экземпляр Cord, подаренный правительством летчику-испытателю Михаилу Громову, поставившему ряд громких рекордов.
NZ Car Freak | Wikipedia, CC3.0
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Однако не Cord, а маленький спорткар Lotus Elan, представленный в 1962 году, подал заразительный пример всем автопроизводителям. Он запустил моду на всплывающие фары, длившуюся около трех десятилетий. Скрытыми фарами в те годы хвастали не только дорогие спорткары, но и такие скромные хэтчбеки, как Mazda 323 (на заглавном фото).

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Lotus Elan ajnj
Lotus Elan
Brian Snelson Grenadille

Шторки или крышки?

Подход инженеров к проектированию таких фар отличался в Америке, Европе и Японии.

В Штатах в моду вошли шторки-забрала. Сами же фары были неподвижно вмонтированы в передок автомобиля.

Lincoln Continental Mark V car
Lincoln Continental Mark V
Greg Gjerdingen - Wikipedia
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Европейским и японским дизайнерам больше нравились поднимающиеся фары под потайными крышками. С такими фарами можно было придать капоту клиновидную форму для лучшей обтекаемости.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Мода докатилась даже до соцлагеря вокруг СССР. В Чехословакии с 1970 года выпускали спортивное купе Škoda 1100 GT с потайными фарами. А в 1991 году в той же стране Tatra представила концептуальный суперкар MTX V8 – тоже со спрятанным светом.

Škoda 1100 GT car
Škoda 1100 GT
Alofok - Wikipedia
Tatra MTX V8 car
Tatra MTX V8
Dr. Killer - Wikipedia
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Honda Spacy 125 Striker
Скрытые фары встречались даже на двухколесниках, как этот мотороллер Honda Spacy 125 Striker...
Saber Honda - Wikipedia
поезд в японии
и поездах. На фото японский Keisei AE100 Skyliner.
Naixn - Flickr

Нормы безопасности помогают и мешают

Со временем дизайнеры насытились этой фишкой. Тем временем, инженеры много говорили о недостатках скрытых фар. Для начала, механизм привода – это еще один агрегат, который может сломаться. Он еще и увеличивает вес автомобиля, а в открытом положении фары увеличивают воздушное сопротивление.

Хуже всего, если машина с такими фарами наедет на пешехода: даже на невысокой скорости они способны нанести серьезные увечья.

Как ни странно, те же нормы безопасности довольно долго не позволяли отказаться от скрытых фар. В Штатах есть ограничение на минимальную высоту установки фар. Из-за него Toyota, например, не могла поставлять в Америку свою популярную модель Corolla Levin. Тогда японцы заменили ее на однотипную Sprinter Trueno: ее всплывающие фары вписались в ограничение.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Toyota AE86 Sprinter Trueno car
Toyota AE86 Sprinter Trueno
ThijsDeschildre - Wikipedia

Кроме того, в Америке довольно долго были запрещены фары, скрытые прозрачными обтекателями.

Ксенон – настоящий убийца всплывающих фар

В 1990 году Nissan представил свое знаменитое купе 300ZX поколения Z32. Кроме задорных драйверских характеристик, эта машинка одной из первых получила ксеноновый головной свет.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Nissan Z35 car
Nissan Z35
Kevauto - Wikipedia

Ксеноновые лампы светят в разы ярче, чем традиционные галогеновые, поэтому таким фарам, чтобы давать ту же силу света, достаточно очень компактного отражателя – значит, и саму фару можно сделать компактнее, и тогда она поместится в низкий обтекаемый передок.

Эра всплывающих фар закатилась. В 2004 году закончилось производство двух последних автомобилей, прятавших глазки, Lotus Esprit и Chevrolet Corvette C5.

Любопытно, что международные нормы безопасности не запрещают использовать такие фары и в наши дни. Но минусы перевешивают настолько, что дизайнеры добровольно от них отказались.