Помните, как выглядели автомобили в первой половине 20 века? Длинные капоты, изогнутые крылья, и поверх всей этой красоты – две, а то и четыре большие круглые фары. Одни дизайнеры превращали эти фары в предмет искусства. Другие ненавидели, считая, что фары ломают эстетику чистых форм кузова автомобиля.
Всплывающие фары: куда исчезла харизматичная фишка автомобильного дизайна


К тому же машины становились все быстроходнее, а фары оказывали заметное сопротивление потоку воздуха, еще и издавая сильный гул на ветру.
Очевидной идеей было спрятать головной свет, когда он не используется. Первым автомобилем со скрытыми фарами стал футуристичный Cord 810, представленный в 1935 году. Механизм подъема фар был ручным, от рычагов на передней панели.

Однако не Cord, а маленький спорткар Lotus Elan, представленный в 1962 году, подал заразительный пример всем автопроизводителям. Он запустил моду на всплывающие фары, длившуюся около трех десятилетий. Скрытыми фарами в те годы хвастали не только дорогие спорткары, но и такие скромные хэтчбеки, как Mazda 323 (на заглавном фото).

Шторки или крышки?
Подход инженеров к проектированию таких фар отличался в Америке, Европе и Японии.
В Штатах в моду вошли шторки-забрала. Сами же фары были неподвижно вмонтированы в передок автомобиля.

Европейским и японским дизайнерам больше нравились поднимающиеся фары под потайными крышками. С такими фарами можно было придать капоту клиновидную форму для лучшей обтекаемости.
Мода докатилась даже до соцлагеря вокруг СССР. В Чехословакии с 1970 года выпускали спортивное купе Škoda 1100 GT с потайными фарами. А в 1991 году в той же стране Tatra представила концептуальный суперкар MTX V8 – тоже со спрятанным светом.




Нормы безопасности помогают и мешают
Со временем дизайнеры насытились этой фишкой. Тем временем, инженеры много говорили о недостатках скрытых фар. Для начала, механизм привода – это еще один агрегат, который может сломаться. Он еще и увеличивает вес автомобиля, а в открытом положении фары увеличивают воздушное сопротивление.
Как ни странно, те же нормы безопасности довольно долго не позволяли отказаться от скрытых фар. В Штатах есть ограничение на минимальную высоту установки фар. Из-за него Toyota, например, не могла поставлять в Америку свою популярную модель Corolla Levin. Тогда японцы заменили ее на однотипную Sprinter Trueno: ее всплывающие фары вписались в ограничение.

Кроме того, в Америке довольно долго были запрещены фары, скрытые прозрачными обтекателями.
Ксенон – настоящий убийца всплывающих фар
В 1990 году Nissan представил свое знаменитое купе 300ZX поколения Z32. Кроме задорных драйверских характеристик, эта машинка одной из первых получила ксеноновый головной свет.

Ксеноновые лампы светят в разы ярче, чем традиционные галогеновые, поэтому таким фарам, чтобы давать ту же силу света, достаточно очень компактного отражателя – значит, и саму фару можно сделать компактнее, и тогда она поместится в низкий обтекаемый передок.
Эра всплывающих фар закатилась. В 2004 году закончилось производство двух последних автомобилей, прятавших глазки, Lotus Esprit и Chevrolet Corvette C5.
Любопытно, что международные нормы безопасности не запрещают использовать такие фары и в наши дни. Но минусы перевешивают настолько, что дизайнеры добровольно от них отказались.