Программы оценки безопасности автомобилей есть во всех крупных автомобильных странах – или альянсах стран, как в случае Евросоюза. Европейская называется Euro NCAP, а китайская C-NCAP (от слова China – Китай).
Чем отличается китайский и европейский краш-тесты NCAP: это стоит знать, покупая китайскую машину

Исторически именно европейская система появилась первой и стала образцом для всех последующих, в том числе и китайской. В целом она считается наиболее сложной и многосторонней. Хотя и китайские инженеры сумели предложить важную инновацию, которой в тестах ЕС пока нет.
В обоих регионах правила пересматривают каждые три года. Китайские чуть поновее, их последний раз освежили в 2024 году. Европейские поменяют в 2026-м: какие будут изменения, известно уже сейчас, так что у автопроизводителей есть время приготовиться.

Как проводят испытания
В обеих системах основу составляет серия краш-тестов. Они проводятся по очень похожим правилам.
Отличия в краш-тестах
И там, и там есть два фронтальных удара о барьер, один со 100% перекрытием, второй с перекрытием 50% (вся сила удара приходится на левую половину автомобиля, где сидит водитель). Немного отличается скорость: удар о барьер во всю ширину в КНР делают на 55 км/ч, в Европе на 50 км/ч.
Затем, есть тест на удар сбоку на скорости 60 км/ч. Опять же, китайцы бьют чуть сильнее, их таран весит 1700 кг, а европейский только 1400 кг.

Четвертый тест – удар бортом о столб на скорости 32 км/ч под углом 75°: условия и там, и там одинаковые.
И последний обязательный тест – на удар сзади. В этом тесте испытывают только кресло с манекеном, которое резко разгоняют: в Китае до 20 км/ч, в Европе до 24 км/ч, проверяя, хорошо ли защищена шея пассажира.
Наконец, есть тесты с наездом на манекен, в которых проверяется травмоопасность автомобиля для пешеходов.
Китайская изюминка: электромобили
Уникальная фишка C-NCAP – проверка безопасности аккумуляторов электромобилей. автомобиль наскакивает на невысокое препятствие на скорости 30 км/ч, совершая удар бетонной полусферой по аккумулятору, обычно расположенному под полом, проверяя надежность защиты от коротких замыканий и перегрева батареи.

Виртуальные испытания
Второй важной частью в обеих системах является виртуальное тестирование на защиту пассажиров, если в момент удара те находились в небезопасной позе.
В компьютерной симуляции проверяются активные системы безопасности, такие как функция автоматического экстренного торможения AEB или смены полосы движения LCA.
В китайских тестах эту часть в 2024 году усложнили: например, от AEB теперь требуют уметь хорошо распознавать детей. Начали начислять положительные баллы за наличие таких опций, как автоматическое предупреждение об опасности при открывании дверей, адаптивные фары и еще несколько других.
Изюминка Euro NCAP: женщины, дети, эвакуация
Если китайцы сильны в оценке электромобилей, то европейцы – в защите женщин и детей. Во всех тестах в салоне присутствует женский манекен – из-за меньшего роста ремни и подушки безопасности влияют на женщин иначе. Детских манекенов в европейских испытаниях тоже больше.

Умные помощники водителя в Европе испытывают строже, а набор проверяемых технологий – шире. Любопытная деталь: со следующего года автопроизводителей будут штрафовать за большие мультимедийные экраны в салоне, поскольку они отвлекают водителей от дороги, а виртуальные органы управления менее удобны, чем физические кнопки и рычажки.
А кроме того, европейские тесты, в отличие от китайских, много внимания уделяют тому, что происходит после аварии – трудно ли выбраться из автомобиля и хорошо ли работает система автоматического вызова спасателей eCall, насколько легко спасателям эвакуировать людей из салона.

Что сложнее, C-NCAP или Euro NCAP
Теоретически, европейский тест сложнее. На практике, проверить трудно, потому что есть совсем немного автомобилей, которые бы прошли испытания и по китайской, и по европейской системе. Впрочем, набрать пять звезд и там, и там реально.
Статья приготовлена ИИ-генератором текстов, исправлена и дополнена живым редактором.