Статью можно прослушать

Чем отличается китайский и европейский краш-тесты NCAP: это стоит знать, покупая китайскую машину

До 2022 года большинство автомобилей, ездивших по российским дорогам, были западного происхождения: понятно, что на безопасность их испытывали по европейским методикам. Сейчас россияне пересели на китайские машины, и краш-тесты они проходили в Китае. Думаю, вам интересно знать, равны ли 5 звезд в китайских тестах 5 звездам в европейских?
Рома Назаров
Рома Назаров
Чем отличается китайский и европейский краш-тесты NCAP: это стоит знать, покупая китайскую машину
Transport For NSW
Послушать текст
Содержание

Программы оценки безопасности автомобилей есть во всех крупных автомобильных странах – или альянсах стран, как в случае Евросоюза. Европейская называется Euro NCAP, а китайская C-NCAP (от слова China – Китай).

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Исторически именно европейская система появилась первой и стала образцом для всех последующих, в том числе и китайской. В целом она считается наиболее сложной и многосторонней. Хотя и китайские инженеры сумели предложить важную инновацию, которой в тестах ЕС пока нет.

В обоих регионах правила пересматривают каждые три года. Китайские чуть поновее, их последний раз освежили в 2024 году. Европейские поменяют в 2026-м: какие будут изменения, известно уже сейчас, так что у автопроизводителей есть время приготовиться.

euro ncap app
Legion-Media
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как проводят испытания

В обеих системах основу составляет серия краш-тестов. Они проводятся по очень похожим правилам.

Отличия в краш-тестах

И там, и там есть два фронтальных удара о барьер, один со 100% перекрытием, второй с перекрытием 50% (вся сила удара приходится на левую половину автомобиля, где сидит водитель). Немного отличается скорость: удар о барьер во всю ширину в КНР делают на 55 км/ч, в Европе на 50 км/ч.

Затем, есть тест на удар сбоку на скорости 60 км/ч. Опять же, китайцы бьют чуть сильнее, их таран весит 1700 кг, а европейский только 1400 кг.

краш тест volkswagen боковой удар
guangcaiauto.com
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Четвертый тест – удар бортом о столб на скорости 32 км/ч под углом 75°: условия и там, и там одинаковые.

И последний обязательный тест – на удар сзади. В этом тесте испытывают только кресло с манекеном, которое резко разгоняют: в Китае до 20 км/ч, в Европе до 24 км/ч, проверяя, хорошо ли защищена шея пассажира.

Наконец, есть тесты с наездом на манекен, в которых проверяется травмоопасность автомобиля для пешеходов.

Китайская изюминка: электромобили

Уникальная фишка C-NCAP – проверка безопасности аккумуляторов электромобилей. автомобиль наскакивает на невысокое препятствие на скорости 30 км/ч, совершая удар бетонной полусферой по аккумулятору, обычно расположенному под полом, проверяя надежность защиты от коротких замыканий и перегрева батареи.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
краш тест в китае
42now

Виртуальные испытания

Второй важной частью в обеих системах является виртуальное тестирование на защиту пассажиров, если в момент удара те находились в небезопасной позе.

В компьютерной симуляции проверяются активные системы безопасности, такие как функция автоматического экстренного торможения AEB или смены полосы движения LCA.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В китайских тестах эту часть в 2024 году усложнили: например, от AEB теперь требуют уметь хорошо распознавать детей. Начали начислять положительные баллы за наличие таких опций, как автоматическое предупреждение об опасности при открывании дверей, адаптивные фары и еще несколько других.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Изюминка Euro NCAP: женщины, дети, эвакуация

Если китайцы сильны в оценке электромобилей, то европейцы – в защите женщин и детей. Во всех тестах в салоне присутствует женский манекен – из-за меньшего роста ремни и подушки безопасности влияют на женщин иначе. Детских манекенов в европейских испытаниях тоже больше.

woman dummy crash test
Lin Pan - Wikipedia
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Умные помощники водителя в Европе испытывают строже, а набор проверяемых технологий – шире. Любопытная деталь: со следующего года автопроизводителей будут штрафовать за большие мультимедийные экраны в салоне, поскольку они отвлекают водителей от дороги, а виртуальные органы управления менее удобны, чем физические кнопки и рычажки.

С 2026 года Euro NCAP будет штрафовать за большие мультимедийные экраны в салоне.

А кроме того, европейские тесты, в отличие от китайских, много внимания уделяют тому, что происходит после аварии – трудно ли выбраться из автомобиля и хорошо ли работает система автоматического вызова спасателей eCall, насколько легко спасателям эвакуировать людей из салона.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
краш тест
Legion-Media

Что сложнее, C-NCAP или Euro NCAP

Теоретически, европейский тест сложнее. На практике, проверить трудно, потому что есть совсем немного автомобилей, которые бы прошли испытания и по китайской, и по европейской системе. Впрочем, набрать пять звезд и там, и там реально.

Статья приготовлена ИИ-генератором текстов, исправлена и дополнена живым редактором.