Статью можно прослушать

Как 94 года назад советские водители отмечали 1 мая: забудьте шашлыки

К редактору Techinsider попала публикация из журнала «За рулем» 1931 года, приуроченная к 1 мая – в СССР этот праздник считался вторым по важности после 7 ноября. То, как люди собирались провести день, шокирует автомобилистов 21 века.
Рома Назаров
Рома Назаров
Как 94 года назад советские водители отмечали 1 мая: забудьте шашлыки
GetArchive
Послушать текст
Страницы того журнала читаются захватывающе как роман-антиутопия в духе «1984». Но гораздо интереснее, потому что все это было взаправду. В то же время с трудом верится, что люди так жили и думали.

Интригуют уже заголовки вроде «Против обезличенной езды на автотранспорте» и «Борьба за советский автогигант» (полным ходом велось строительство Горьковского автозавода).

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

1 мая по-автодоровски

Близящемуся празднику посвящена статья под простеньким названием «Организации Автодора в первомайские дни».

Нужно пояснить, что Автодор, он же Добровольное общество содействия развития автомобилизма и улучшению шоссейных дорог СССР, был могущественнейшей общественной организацией с филиалами во всех уголках Союза, своим учебным комбинатом для водителей, трактористов и механиков, с огромными сборами взносов с населения. И автозаводы, и дороги во многом строились не на государственные средства, а на собранные Автодором пожертвования граждан.

митинг строительство горьковского автозавода
Музей истории ГАЗ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как собирались эти пожертвования, вы тоже узнаете.

«Центральный совет рекомендует превратить на местах первое мая в дни проверки автодоровскими организациями соцдоговоров и участия автодоровцев в ударных бригадах своего предприятия, колхоза, МТС... путем самопроверки, вечеров соцсоревнования и ударничества, отчетов на них ударных... бригад», – так начинается статья.

Вместо расслабления и выходных дней устроить себе саморевизию и потрудиться в ударном темпе. «Соцдоговора» тех времен, кстати – это взаимные обязательства двух коллективов, кто сильнее обгонит план.

Далее автор призывает «вовлечь новые массы автодоровцев в ударные бригады и соцсоревнование». Как именно? Созданием новых бригад имени 1 мая, заключением новых соцдоговоров «на лучшее участие автодоровцев в борьбе за промфинплан», добавив к ним «мероприятия по борьбе с бездорожьем».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Решительно взяться за выполнение призыва тов. Сталина за овладение техникой, ознаменовав день 1 мая развертыванием похода за овладение техникой». А для тех, кто уже овладел техникой на курсах, приурочить к 1 мая торжественный выпуск.

«Усилить военную работу в наших организациях, добиваясь наивысших результатов в сборе средств на шестиколесные автомобили для Красной Армии», – товарищи автодоровцы, по случаю праздника вытряхиваем рубли из простых трудящихся.

Праздничная часть тоже предусмотрена. Будут «автодоровские вечера», к которым еще предстоит подготовить стенные газеты, и первомайская демонстрация «со стопроцентной явкой автодоровцев». Детей покатают на автомобилях «под лозунгом вовлечения детворы в организацию юных друзей Автодора».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Строительная площадка Горьковского автозавода, 1929 год
Строительная площадка Горьковского автозавода, 1929 г.
Музей истории ГАЗ

Финальный аккорд

Его внесла редакция журнала «За рулем», ответив на призыв Автодора предложением своим постоянным рабкорам «принять горячее участие в проведении первомайского праздника и... осветить на страницах журнала все достижения и недочеты работы Автодора на местах».