Статью можно прослушать

Как работал забытый трицикл для ветеранов из СССР

Одним из самых сильных впечатлений моего советского детства был безногий ветеран, живший недалеко от нас. Я часто видел его в велоколяске: двигая рычагами, он медленно катил по улицам. Черный цвет коляски и медлительность передвижения придавали этому зрелищу печальную торжественность.
Рома Назаров
Рома Назаров
Как работал забытый трицикл для ветеранов из СССР
Кадр из видео
Послушать текст
Если вы смотрели комедию «Невероятные приключения итальянцев в России», то видели подобную велоколяску.

герой Евгения Евстигнеева уходит в ней от погони, держа ларец с сокровищами.

На улицах СССР подобная техника попадалась редко – гораздо реже, чем мотоколяски СМЗ, знаменитые «моргуновки».

Велоколяски для ветеранов: история и устройство

Я не мог не заинтересоваться историей этого забытого вида транспорта. Однако сведения о нем в Рунете крайне скудны.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Их производство наладили в 1970 годах на трех заводах: Минский мотовелозавод, Харьковский велозавод и Львовский протезный завод, объясняет сайт «Витрина истории инклюзии». Суммарный выпуск был смехотворным: 500-700 штук в год.

велоколяска для инвалидов ссср
Витрина истории инклюзии
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В мире подобные коляски существуют с 1890-х годов. Мне удалось найти историческую фотографию еще из тех времен, когда резиновые шины были технической новинкой. Обратите внимание: коляска старика с косой поставлена на колеса с железными ободами, а модный новенький велосипед девочки – на надувные шины.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
старое фото старик с косой на велоколяске и девочка с велосипедом
Соцсети

Ранние экземпляры имели рычажный привод через ручные рычаги и прикрепленные к ним шатуны. Аналогичный привод имеют в наши дни детские педальные автомобили. С 1920-х начали появляться и коляски с цепным приводом, но та, что была у моего ветерана, именно рычажная.

Чтобы управлять ею, рукоятку правого рычага сделали поворотной: от нее металлическая тяга ведет к переднему колесу. Под левой рукой был тормоз.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
велоколяска ссср устройство
Витрина истории инклюзии
велоколяска ссср устройство 1
Витрина истории инклюзии

Почему ветераны на велоколясках встречались так редко

Дело не только в советской дефицитности: представьте себе, как неудобно использовать ее в городе. Непонятно, где ее хранить и как добираться от коляски до квартиры. И надо знать, что в советское время тротуары не дополняли плавными спусками, так что ездить ветераны могли только по обочинам дорог. Подъехать к двери магазина – настоящая проблема. Ностальгируют ли люди с ограниченной подвижностью по советскому прошлому? Сильно сомневаюсь.