Статью можно прослушать

Правда ли, что в СССР грузовики заправляли на АЗС бесплатно

Все грузовые машины и автобусы в Союзе принадлежали государству. И автозаправки тоже поголовно были государственными. Был ли смысл для водителей возить с собой живые деньги, или им просто отпускали столько топлива, сколько нужно?
Рома Назаров
Рома Назаров
Правда ли, что в СССР грузовики заправляли на АЗС бесплатно
Кадр из кинофильма «Королева бензоколонки»
Послушать текст
В наши дни водители корпоративных автомобилей пользуются топливными картами.

Эти карты появились в девяностых годах и стали очень удобным новшеством. Меньше риск, что водителя ограбят (криминал на дорогах не дремлет), что он потеряет деньги, проще контролировать расход топлива.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В позднюю советскую эпоху существовала предтеча топливных карт – заправочные талоны. Ввели эту систему в 1965 году, к радости не только дальнобойщиков, но и для автотуристов, и вот почему.

Старая советская система

Сначала опишем, как расплачивались за топливо до этого. На всю страну было 40 нефтесбытовых управлений: каждое из них печатало талоны местного образца. Перед рейсом водителю выдавали талоны по нормативу, и в пути он заправлялся на них.

маз-500 грузовик ссср
Carakoom
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

За пределами домашнего региона талоны не действовали, поэтому водителям-междугородникам выдавали все ту же наличку (представьте себе, какой была сумма, если предстояло ехать, например, из Новосибирска в Москву!).

Владельцы частных авто вообще были обделены в правах. Они могли заправляться только за живые деньги, причем на отдельных АЗС – такая сегрегация по-советски.

Понятно, насколько эти правила были неудобны для всех, поэтому с 1 января 1965 года была введена...

Новая система

Теперь общесоюзные талоны печатал Гознак. На каждый вид топлива – бензин А-66, А-72, А-76, зимнее и летнее дизтопливо – они были свои. Отдельные талоны были для моторных масел и различных смазок. Как и деньги, они могли быть разного номинала: для бензина от 5 до 100 литров, для дизеля – 20, 50 и 100 литров.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
общесоюзные заправочные талоны ссср 10 литров а-72
5 Колесо

На радость частникам, талоны продавались в розницу и позволяли заправляться на тех же заправках, что и грузовики. А кроме того, в автопутешествие не надо было брать с собой толстую пачку денег, и автомобилист меньше рисковал, что его ограбят.

Но и у этой системы был серьезный недостаток. Действовали талоны 8 дней, причем назад не принимались — не использовал, деньги сгорели.