Его армейская карьера сложилась аляповато. Машина провалила все испытания на проходимость и надежность, и в дальнейшем ее детские болезни так и не удалось исправить.
«Да какой ты внедорожник!» Как родился странный советский грузовик МАЗ-502

Парадоксально, но Минобороны СССР все равно распорядилось запустить ее в серию. Производство продолжалось почти 10 лет, однако суммарный выпуск не достиг и 1000 единиц. Потом военное начальство с радостью избавилось от имеющихся у него машин, передав в гражданские автопредприятия.
Вездеход не по уставу
Главная причина неудачливости полноприводного МАЗа – кстати, первой самостоятельной разработки КБ Минского автозавода – в том, что делали его не по военным стандартам, объясняет «Грузовик Пресс».
У военных к тому моменту уже был легкий внедорожный грузовик ГАЗ-63, трехосный ЗИС-157 и самый мощный ЯАЗ-214. По концепции автомобильных войск, между ними должна была встать третья модель, грузоподъемностью 4 тонны. Разработку его поручили МАЗу.


Командование, однако, не хотело усложнять модельный ряд, поэтому задание на разработку машины так и не выдало. Без задания и без понимания требований армии, заводские инженеры пошли по легкому пути: взяли заднеприводный грузовик МАЗ-200, приделали к нему раздаточную коробку и сконструировали новый ведущий передний мост. Потом поставили машину на зубастые внедорожные шины – вуаля, готов внедорожник требуемой грузоподъемности.
Министерство лесной промышленности, в отличие от Минобороны, машина очень заинтересовала, и они попросили завод ускорить ее разработку. В 1955 году она пошла в серию под индексом МАЗ-501, став первым полноприводным грузовиком на гражданской службе в советской истории.

Тем временем, военные, от которых (по-видимому) партия потребовала отчет о проделанной работе, начали со своей стороны нажимать на МАЗ: где обещанный грузовик, мол. МАЗ-501 задним числом стали превращать в военный 502-й. На заднюю ось вместо сдвоенных колес (двускатных) поставили односкатные военного образца с протектором-елочкой. Вместо обычного деревянного кузова поставили бортовую платформу от трехосного грузовика ЯАЗ-214, укоротив ее на метр. За кабиной добавили место для запасного колеса и ящик для инструментов.

Односкатные колеса стали проклятием автомобиля. Из-за них задняя колея оказалась уже передней, и на слабых грунтах задние колеса не шли по колее передних, а прокладывали свою, увеличивая потери энергии. Тогда конструкторы наобум, без расчетов, расширили колею с помощью более длинных полуосей.
Это не спасло. В отличие от тех же ЗИЛ-157 или ЯАЗ-214, трехосных машин, единственная задняя ось тяжелого МАЗа безнадежно увязала в грязи. На твердых дорогах он тоже показал себя слабо: грузоподъемность всего 4 тонны (опять же, из-за шин), скорость 50 км/ч.
Кругом плох, но нужны диски
На самом деле, военным был нужен трехосный тяжелый грузовик ЯАЗ-214. Однако Ярославский автозавод, по причине небольшого размера, не смог наладить производство новых колесных дисков, требовавшихся для него. А вот большой Минский автозавод мог – заказ на 502-й и стал поводом заставить его освоить производство таких колес и для себя, и для ЯАЗа.
Инновации, но не для солдат, а для лесорубов
На гражданке МАЗ-501 послужил хорошую службу. Он стал первым полноприводным автомобилем лесной промышленности, подняв ее на новый уровень, хорошо послужил в строительстве.
Минский автозавод возник на базе авторемонтных мастерских, специалисты которых имели большой опыт ремонта трофейной и ленд-лизовской техники – на территории Белорусской ССР прошла большая часть сражений Великой Отечественной войны. Насмотревшись на зарубежные технические решения, они впервые в советском автопроме применили ряд инноваций.
МАЗ-501 получил передний мост с полуосями, проходящими снаружи от него в кожухах. Подсмотренное у Mercedes-Benz решение упростило их ремонт в полевых условиях.
Другими новшествами стали усилитель руля, простая и надежная конструкция шарниров равных угловых скоростей, передающих тягу на передние управляемые колеса.

И раздаточная коробка у него уникальная, с передачей 2/3 крутящего момента на заднюю ось и 1/3 на переднюю – тоже впервые в отечественной практике.
Позже минчане даже усовершенствовали конструкцию ставших проклятием колес ЯАЗ, заменив их на легкие разборные колеса «трилекс». Так что и военные получили пользу.
Надо сказать, что и списанные военные 502-е легко переоборудовались гражданскими технарями до состояния 501-го и отлично работали. Кто сказал «неудачник»?