Сначала давайте усомнимся в народном мнении, что автостанции были плохими, а лучше проверим первоисточники – советскую прессу.
Советское зазеркалье: почему автосервис в СССР считают плохим

«Как и прежде, многие автолюбители не пользуются услугами станций из-за низкого качества ремонта, нерадивости, а то и просто рваческих настроений некоторых их работников», – писал в 1965 году журнал «За рулем».
Статья «Опять к дяде Васе» резко выбивается из общего настроения выпуска. Чередой идут оптимистичные, задорные репортажи об успехах советского автопрома и автоспорта – и между ними напряженная, полная боли статья о состоянии дел в отечественной автосервисной сети.
Если кратко, то существующие проблемы можно описать так: запчастей нет, а механики неохотно берутся за любой ремонт, кроме «капиталки». Как ни заедешь – тебе говорят, что все места заняты: «Обслуживаем госзаказ».
Журналисты заехали на московскую СТО №6, которую перед этим осматривали 5 лет назад, и с ужасом увидели, что ситуация в ней стала еще хуже. У станции не было даже эстакады, оборудование устаревшее и скудное, а ветхое, неподходящее для автосервиса помещение покосилось, и его крышу подперли дополнительными деревянными стойками.

И это в Московском комбинате технического обслуживания Главмосавтотранса. В регионах ситуация была еще хуже. Журналисты рассказали о курьезе, который с ними произошел. Они обратились в Главное управление бытового обслуживания при Совете министров РСФСР и попросили назвать хотя бы один город, где обслуживание автолюбителей проводилось бы на современном уровне. Ведомство не смогло дать ни одного примера.
Ну что же, правдивость народной памяти проверили. Теперь давайте разбираться, что же было не так.

Люди хорошие. Система плохая
Почему прекрасные советские люди плохо работали, журналисты объясняют неправильными и порой абсурдными правилами работы сервисной сети.
Взять хотя бы такую вещь, многих автомобилистов ставившую в тупик. Механики очень неохотно брались за мелкий ремонт – настроить клапана или тормоза, поменять масло, сделать балансировку шин. Зато радостно принимали машины в крупный ремонт – исправить кузов после аварии, заменить двигатель или сделать «капиталку».
А дело было в финансовом плане СТО, в который включалась стоимость запчастей: «Одну и ту же сумму 500 рублей можно набрать в план, проведя первое техническое обслуживание 120 автомобилей или сменив двигатель на едином "Москвиче"».

Чем старше машина, тем премия меньше
Другой нелепостью была зависимость расценок от современности автомобиля. По тарифам того времени, чем старше машина, тем меньше была цена – и, соответственно, доход станции. Но в жизни должно быть наоборот, ведь более свежие автомобили обслуживать проще! Получалось, что сервисмену выгоднее взяться за новенький «Москвич-408», чем за старый «Москвич-400».
А еще одни и те же станции проводили ремонт и для государственных, и для личных машин – и понятно, кто получал приоритет. Государственный заказчик давал хорошую загрузку, а частники – народ ненадежный, поэтому обслуживали их в третью очередь.

Станций не хватало
Журналисты подсчитали, что на всю Москву было примерно в 4 раза меньше точек техобслуживания, чем полагалось для того количества личных автомашин, что стояли во дворах столичных домов. А надо еще учитывать, что в город съезжались жители из пригородов в надежде на помощь столичных (надо думать, лучших) специалистов, поскольку в их регионе станций просто не было.
Где нам стоит дом построить
Новые точки обслуживания потихоньку строили, но места для их установки и профиль выбирались начальством, исходя из теоретических (и неверных) соображений. За год до выпуска репортажа, на окраине Москвы построили две новенькие автомойки, но не оснастили их оборудованием, чтобы проводить хотя бы простенькое ТО. Мойки, будучи далеко от жилых районов, все время простаивали и принесли десятки тысяч рублей убытка, так что в конце концов их переоборудовали... в микропрофилактории.
Хорошее в плохом
Позитивные примеры тоже встречались, отметили авторы статьи. Они похвалили, например, станцию №4, которая в дополнение к стандартным услугам ввела услуги вулканизации шин и ремонта радиоприемников «Москвичей» и «Волг».

Появились типовые проекты современных станций техобслуживания, по которым хоть и медленно, все же строились новые станции.
И правила постепенно менялись в лучшую сторону. Например, незадолго до того из финпланов станций исключили доход от продажи запчастей. Но изменения проходили медленно, и в жизни отражались с большой задержкой.
Не хотелось так печально, но думаю, что лучше знать прошлое своей страны как оно есть. Ностальгия ничему не учит и не помогает жить сейчас. А если смотреть назад с открытыми глазами, можно извлечь полезные уроки.