Мы из девяностых: 8 смешных, злых и мимишных версий «Оки»

Поклонники культовой малолитражки с ностальгией вспоминают 1990-е: именно тогда появились самые яркие проекты модернизации «Оки». Некоторые удивляют уровнем стильности, достигнутой дизайнерами-самоучками. Другие, скорее, вызовут смех.
Рома Назаров
Рома Назаров
Мы из девяностых: 8 смешных, злых и мимишных версий «Оки»
Auta5P.eu
Содержание
Если вы подзабыли, как выглядит ВАЗ-1111 «Ока» (все-таки уже 17 лет как завершилось ее производство), то вот она на следующем фото.

Облик гармоничный, строгий, приятный и по-своему харизматичный. Единственная печалька в том, что когда все 982 000 бегающих по дорогам «Ок» одинаковы (именно таков их суммарный тираж за 20-летнюю историю модели), то становится скучновато.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
ваз-1111 ока
Соцсети

В советские годы с этим мало что можно было поделать, так что наши автомобилисты успели изголодаться по разнообразию – видимо, так рассуждали многочисленные автомобильные специалисты, желавшие открыть свою фирму и искавшие нишу.

Так возникла масса проектов изменения облика малолитражки самым примитивным методом – пластиковый «обвес». Одни из них с тех пор подзабылись, но некоторые остались в истории.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Хмурая мелочь

В московском дизайнерском бюро «Карди» свой проект окрестили «Динара». Изменены не только бамперы, передок и крылья: даже капот новый, из полимеров.

Ока-Динара ваз-1111 кастомизация
5 Колесо
ока-динара-2
Соцсети

Такая глубокая модернизация сделала машину неоправданно дорогой, и позже ателье предложило упрощенную версию «Динара-2». В среднем, в месяц продавался с десяток экземпляров.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Мимикрия под «Самару»

Фирма «Виста» сварганила вариант попроще и подешевле, зато мордашка «Оки» стала похожа на старшие модели Lada – то, чего многие водители и хотели.

Ока Koni кастомизация
Соцсети

Мимишность

На Заводе малолитражных автомобилей КамАЗ, выпускавшем серийную «Оку», тоже искали способ освежить модель. По его заказу ателье «СпецАвто» разработало версию ВАЗ-11113М «Винни» с круглыми фарами – явный отсыл к историям про Винни-Пуха. Жаль, этот проект не получил развития.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
ока винни автомобиль зма
Архив "За рулем"

Битва солнцемобилей

Нет, не оснащенных солнечными панелями, но версий с открытым верхом, позволяющим получать солнечные ванны при езде.

Тот же ЗМА в свое время показывал версию ВАЗ-11113 L «Ока-Леди» с люком во всю крышу по южноевропейской моде, тонированными стеклами и легкосплавными дисками. Салон стал комфортнее: появилась панель приборов от Lada-2115, толстый руль оплетке, сиденья от «Нивы».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
ваз-1111l lady с люком в крыше
Архив "За рулем"

Серпуховский автозавод (СеАЗ), второй производитель малолитражки, ответил версией с кузовом ландо со съемной крышей над задним сиденьем, подобной первому поколению Land Rover Defender.

Ока Ландо сеаз автомобиль
5 Колесо
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Это раззадорило «СпецАвто», и она ответила машинкой с юморным названием «Кабрик» и потешной цветовой гаммой. Задняя часть крыши полностью снималась.

ока кабрик кабриолет автомобиль
СпецАвто

Бешеные табуретки

Так в народе прозвали все «Оки». Но кто реально заслуживает это прозвище, так это гоночные версии, разработанные инженерами из автоспорта.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Команда Lukoil Racing в свое время показала болид «Дансер». От «Оки» у нее было лишь несколько элементов экстерьера. Вместо стандартного кузова – пространственная рама из труб. Другая подвеска, спортивные тормоза и новая трансмиссия. Двигатель располагался в салоне за передними сиденьями – 16‑клапанный ВАЗ-2112, форсированный до 108 лошадиных сил.

ока дансер лукойл рейсинг
Auta5P.eu
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Заднемоторной была и «окушка» от фирмы «Гладков Сервис», появившаяся в 2005 году. К мотору ВАЗ-2112 добавили турбонаддув, увеличив его мощность до 210 «лошадей».

ока гладков сервис
5 Колесо

Большинство из этих проектов так и остались малосерийными или штучными. Почему, точно мы не знаем. Но можно предположить, что цена отпугивала – ведь «Оки» покупали самые небогатые из автомобилистов.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Более популярны стали проекты Oka Extreme и Oka Lady, представленные ЗМА уже в 2000-х. Более практичные, они нацеливались не столько на дизайн, сколько на комфорт. На них появились атермальные стекла и дуги на крыше, превратившие малолитражку в этакий потешный кроссовер. В салоне – «взрослая» приборная панель от ВАЗ-2115, боковые зеркала от Lada, удобные кресла и руль.