Какая коробка передач экономичнее, механика или автомат: не спешите отвечать

Объясняем парадокс, который сбивает с толку многих автомобилистов.
Рома Назаров
Рома Назаров
Какая коробка передач экономичнее, механика или автомат: не спешите отвечать
Tony Webster | Wikipedia
Начнем с небольшого опроса. Какая коробка передач, на ваш взгляд, более экономична – автоматическая или механическая?

Даже если считаете, что единственно верного ответа нет, все равно выберите вариант. У каждого из нас есть интуитивное ощущение, что одна из коробок чаще оказывается более бережливой. Именно это ощущение мы и хотим проверить.

Автомобили с какой коробкой передач расходуют меньше топлива?
АКПП
МКПП
Если вы выбрали «механику», возможно, ваш автомобильный опыт начинался более 20 лет назад. Если автомат – вероятно, вы начали ездить позже.

Долгое время считалось аксиомой, что механическая коробка экономичнее. Однако начиная с 2000-х ситуация изменилась: теперь все чаще встречаются модели, у которых автоматическая версия расходует меньше топлива по паспортным данным. И вот почему.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Конструкция АКПП менее эффективна

Переключая передачи на коробке-механике, водитель разъединяет диски сцепления.

автоматическая коробка переключения передач селекторразрезе
Автомат...
Chery
рычаг кпп лада
или механика?
Lada

У «автоматов» роль сцепления играет гидротрансформатор – устройство с двумя крыльчатками, вращающимися в масле. Одна связана с двигателем, другая – с коробкой передач. Масло должно быть достаточно вязким, чтобы передавать мощность, но из-за этого оно создает высокое сопротивление. КПД автоматов обычно составляет всего 86-94%, тогда как у механики он достигает 98%. Энергопотери настолько велики, что автомат требует отдельной системы охлаждения.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как автоматы стали более экономичными

В современных АКПП по-прежнему есть гидротрансформатор, но теперь инженеры встраивают в него блокировку именно с целью снизить потери.

Вдобавок, современные автоматы имеют больше ступеней – шесть, семь, восемь и даже девять, тогда как у механики обычно пять или шесть. Чем больше передач, тем легче подобрать такую скорость, на которой двигатель работает в самом оптимальном – то есть, экономичном – режиме.

Заправка автомобиля
Santeri Viinamäki | Wikipedia
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Да и электронные системы управления КПП значительно поумнели. Примитивные автоматы 20 века часто ошибались, выбирая не самый экономичный режим. Нынешние интеллектуальные трансмиссии делают это лучше, чем большинство живых водителей.

Хотите знать больше? Еще несколько интригующих вопросов разбираем в статьях по ссылкам ниже.