Автобусы Львовского автобусного завода с индексом 697 предназначались для экскурсионных поездок и коротких междугородних маршрутов.
Такси, тягачи и автобусы: 8 уникальных ретро-машин советского прошлого

1. Автобус ЛАЗ-697М «Турист»
Годы производства модели: 1970-1975

Базовую модель ЛАЗ-697 «Турист» в 1961 году модернизировали, установив в него двигатель от грузовика ЗИЛ-130, а в 1970 изменили кузов, благодаря чему автобусы стали получать букву «М» в названии. Были увеличены боковые окна, а также исчез воздухозаборник-«хобоа» на крыше — забор воздуха для двигателя теперь происходил через боковые дефлекторы. Это единственный отреставрированный в России автобус этой модели.
2. Автобус ЛАЗ-695Е «Львов»
Годы производства модели: 1961, 1964–1970
Автобус ЛАЗ-695Е — результат второй модернизации базовой модели городского автобуса, разработанного на Львовском автобусном заводе в 1957 году. Первые автобусы этого семейства были выпущены для обслуживания VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов. Главным недостатком оставалась малая мощность, устранить которую удалось только с освоением восьмицилиндровых двигателей на заводе ЗИЛ.

Первую партию ЛАЗ-695Е с мотором, сцеплением и коробкой передач от ЗИЛ-130 собрали в 1961 году. Работа по улучшению автобуса не прекращалась: появились два отдельных глушителя, колеса, аналогичные применявшимся на ЗИЛ-158, а следом изменилась форма колесных арок.
3. Седельный тягач ГАЗ-51П
Годы производства модели: 1956-1975
В послевоенное время СССР восстанавливал экономику и наращивал грузоперевозки. Из-за увеличения их количества в стране сформировалась нехватка грузовых автомобилей. Горьковский автозавод в числе прочих приступил в 1946 году к разработке и производству нового обширного семейства грузовиков ГАЗ-51.


В 1956 году на базе самого популярного грузовика ГАЗ-51 был создан седельный тягач ГАЗ-51П. Он оказался эффективнее: грузовик на базовом шасси мог взять на борт 2,5 тонны, а ГАЗ-51П — буксировать полуприцеп массой до 6 тонн. Также автомобиль оснастили гидровакуумным усилителем тормозов, что сильно облегчило управление. Это было важным технологическим новшеством с учетом большой массы автопоезда и того, что в послевоенные годы на большегрузах часто работали женщины. Наиболее часто седельные тягачи применяли при перевозке железнодорожных контейнеров на специальных низкорамных полуприцепах-площадках. Производство ГАЗ-51П завершилось в 1975 году, за 20 лет было выпущено несколько десятков тысяч автомобилей.
4. Автомобиль грузового такси ГАЗ-51Р
Годы производства модели: 1956-1975
Грузовые такси в течение многих десятилетий были неотъемлемой частью транспортного парка. В СССР активно строилось новое жилье, тысячи семей переезжали, получая дома и квартиры.

В отличие от базовой машины, грузотакси оснащались платформой с высокими решетчатыми неоткидными боковыми бортами, скамейками вдоль них, а также четырьмя съемными дугами, тентом с 10 окошками и вентиляционным клапаном спереди. У ГАЗ-51Р в заднем борту имелась дверь, а для облегчения посадки и высадки пассажиров служила откидная лестница.
5. Автомобиль-такси ГАЗ-24-04 «Волга»
Годы производства модели: 1974-1985
Эта «Волга» — модификация для работы такси, созданная на базе семиместного универсала ГАЗ-24-02. Автомобиль-такси оснащался дефорсированным и адаптированным для работы на бензине А-76 двигателем ЗМЗ-2401 на 75 л. с., таксометром, специальными световыми приборами («зеленым огоньком» и с 1980 года — оранжевым фонарем на крыше), окраской зеленовато-лимонного или серого цвета и «шашечной» разметкой с буквой «Т» в круге на передних дверях.

Салон ГАЗ-24-04 отличался продуманной конструкцией и широкими возможностями трансформации. Передние сидения были аналогичны базовому седану, среднее — оригинальное, состояло из двух отдельных сидений, более широкого левого и небольшого правого. Оба могли быть сложены (независимо друг от друга) для размещения дополнительного груза. Кроме того, в автомобиле было дополнительное двухместное сиденье заднего ряда; таким образом, пассажировместимость автомобиля со всеми разложенными сидениями составляла 7 человек (2 спереди, 3 на заднем сидении, 2 на сиденьях третьего ряда).
6. Автомобиль-такси ГАЗ М-20А «Победа»
Годы производства модели: 1949-1958
После окончания Великой Отечественной Войны в столице катастрофически не хватало автомобилей-такси. Положение начало меняться с 1947 года, когда в возрожденные таксопарки стали поступать крупные партии ГАЗ М-20А. Серийное производство было налажено на Горьковском автозаводе на базе второй и третьей серии «Победы».

От первоначальной модели такси отличалось особой комплектацией салона: в нее входили таксометр вместо радиоприемника и износостойкая обивка сидений. Впервые на ГАЗ М-20А появились опознавательные знаки такси — шашечки и зеленый огонек за ветровым стеклом.
7. Автомобиль легковой «Москвич-407»
Годы производства модели: 1958-1963
«Москвич» стал самым популярным советским автомобилем первой половины 1960-х годов. Новый 45-сильный мотор и четырехступенчатая коробка передач дарили автомобилистам невиданную до тех пор прыть. В машине было исправлено большинство «детских болезней» модели 402, а достоинства «Москвич» не растерял.

Даже по сравнению с иномарками тех лет он был комфортен и богато оснащен. В 1958 году «Москвич-407» получил золотую медаль Всемирной автомобильной выставки в Брюсселе и долго пользовался высоким спросом за рубежом. В те годы более половины продукции завода МЗМА уходило на экспорт.
8. Автомобиль легковой ЗАЗ-966ВБ2 «Запорожец»
Годы производства модели: 1966-1973
Из-за формы воздухозаборников в народе этот «Запорожец», выпускаемый заводом «Коммунар», прозвали «ушастым». Представленный автомобиль «оборудован специально для управления и эксплуатации лицами с определенным видом инвалидности». «Запорожцы», переоборудованные под ручное или комбинированное управление бесплатно выдавались людям с инвалидностью. Право на такую машину можно было получить через медицинские комиссии, которые устанавливали необходимость транспортного средства для полноценного передвижения.
