Ущипните меня: Mazda запатентовала 6-тактный двигатель, который сам для себя делает водород

Потребляя бензин, этот мотор производит водородное топливо и чистый углерод, который водитель сможет после поездки продать. Чем больше километраж накатываете, тем выше прибыль. Где подвох?
Рома Назаров
Рома Назаров
Ущипните меня: Mazda запатентовала 6-тактный двигатель, который сам для себя делает водород
Mazda
Содержание

Что Mazda отличается благородным безумием, мы давно поняли. Достаточно вспомнить, что эта компания до сих пор пытается заставить работать двигатель Ванкеля, а некоторые из ее недавних бензиновых двигателей работали с воспламенением от сжатия, как дизели.

На этот раз идея настолько безумна, что хочется построить инженеров, разработавших ее, и с бодрой речевкой вести к психиатру. Хотя лучше в цирк или питерскую кунсткамеру.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Свежий патент, который обнаружило издание CarBuzz, называется «система риформинга топлива для транспортных средств». В описании изобретатели перечислили ее главные функции: рекуперация углерода, повышение тепловой эффективности двигателя и углеродно-нейтральная мобильность.

Возможно, вы недавно читали про 6-тактный двигатель Porsche. С новой разработкой японского концерна он не имеет ничего общего.
6-тактный ДВС мазда патент
Mazda
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как превратить бензин в водород в два счета такта

Обычный четырехтактный двигатель работает так:

  1. Впуск – поршень движется вниз, в цилиндр затягивается воздух и впрыскивается топливо.
  2. Сжатие – поршень движется вверх, сжимая смесь. В его конце свеча зажигания воспламеняет смесь.
  3. Рабочий такт – топливо сгорает, толкая поршень вниз.
  4. Выпуск – поршень движется вверх, выталкивая отработавшие газы.

Три первых такта шеститактного двигателя примерно такие же. Лишь на первом небольшое отличие: выпускной клапан приоткрывают, чтобы впустить внутрь часть отработавших газов.

Четвертый такт называется «тактом повторного сжатия». Отработавшие газы выталкиваются через дополнительный клапан в риформер – принципиально новый узел. Он работает подобно каталитическому нейтрализатору. Когда риформер наполнится горячими выхлопными газами, внутрь впрыскивают бензин, и он разлагается на водород и чистый углерод.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Риформер выхлопных газов в патенте Mazda
Риформер в новом патенте Mazda
Mazda

Углеродный порошок поступает в бачок уловителя. Водителю придется его периодически опорожнять – на АЗС или в автосервисе. Чистый углерод – это полезный ресурс, который может использоваться в металлургии вместо угля, как пигмент в шинах и для других целей.

Пятый цикл – «обратное расширение» – втягивает оставшийся воздух назад в цилиндр, и на шестом такте происходит выпуск.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
шеститактный двигатель мазда патент
Mazda
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Не нужен бак с водородом. Но нужен риформер

Хранить водород чертовски сложно, в этом одна из главных причин неуспеха водородного транспорта. Изобретенный маздовскими спецами мотор хорош еще и тем, что ему система хранения водорода не нужна – на старте он может работать по старинке на бензине, пока не выработает водород сам для себя.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Это плюс, но проблема в том, что и без системы хранения новый двигатель наверняка будет невероятно сложным по устройству. Нужно добавить вторую систему выпуска и риформер, где-то найти в головке цилиндра место для дополнительного клапана и его привода. Затем добиться того, чтобы все цилиндры получали равные доли воздуха и отдавали отработавшие газы «по-братски».

Да и получится ли создать риформер и инжекторы, способные надежно работать с раскаленными газами при высоких температурах?

Выкладывайте углерод

Если подсчитать, как часто накопившийся углерод придется вынимать из бачка, наступает полное затмение сознания. Бензин в основном состоит из углерода: в каждом литре содержится 700 грамм. То есть, выработав 50-литровый бак, вы получите около 35 кг углеродного порошка! То-то в автосервисах будут рады принимать такие порции.

Но если вспомнить, что те же 35 кг в наши дни просто попали бы в атмосферу, слегка пробирает мороз по коже.
порошок углерода
snl.no
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Кстати, как далеко можно будет уехать на баке бензина с новым 6-тактником Mazda? В CarBuzz подсчитали, что примерно в 2 раза меньше, чем если бы вы просто сжигали бензин в обычном 4-тактном движке.

мазда миата
Mazda

Иначе говоря, новый патент сулит много трудностей, а реальная эффективность под вопросом. Надо сказать, это очень в духе Mazda. Думаю, мы еще услышим об этой разработке в грядущие годы.