На этот раз идея настолько безумна, что хочется построить инженеров, разработавших ее, и с бодрой речевкой вести к психиатру. Хотя лучше в цирк или питерскую кунсткамеру.
Ущипните меня: Mazda запатентовала 6-тактный двигатель, который сам для себя делает водород

Что Mazda отличается благородным безумием, мы давно поняли. Достаточно вспомнить, что эта компания до сих пор пытается заставить работать двигатель Ванкеля, а некоторые из ее недавних бензиновых двигателей работали с воспламенением от сжатия, как дизели.
Свежий патент, который обнаружило издание CarBuzz, называется «система риформинга топлива для транспортных средств». В описании изобретатели перечислили ее главные функции: рекуперация углерода, повышение тепловой эффективности двигателя и углеродно-нейтральная мобильность.

Как превратить бензин в водород в два счета такта
Обычный четырехтактный двигатель работает так:
- Впуск – поршень движется вниз, в цилиндр затягивается воздух и впрыскивается топливо.
- Сжатие – поршень движется вверх, сжимая смесь. В его конце свеча зажигания воспламеняет смесь.
- Рабочий такт – топливо сгорает, толкая поршень вниз.
- Выпуск – поршень движется вверх, выталкивая отработавшие газы.
Три первых такта шеститактного двигателя примерно такие же. Лишь на первом небольшое отличие: выпускной клапан приоткрывают, чтобы впустить внутрь часть отработавших газов.
Четвертый такт называется «тактом повторного сжатия». Отработавшие газы выталкиваются через дополнительный клапан в риформер – принципиально новый узел. Он работает подобно каталитическому нейтрализатору. Когда риформер наполнится горячими выхлопными газами, внутрь впрыскивают бензин, и он разлагается на водород и чистый углерод.

Углеродный порошок поступает в бачок уловителя. Водителю придется его периодически опорожнять – на АЗС или в автосервисе. Чистый углерод – это полезный ресурс, который может использоваться в металлургии вместо угля, как пигмент в шинах и для других целей.
Пятый цикл – «обратное расширение» – втягивает оставшийся воздух назад в цилиндр, и на шестом такте происходит выпуск.

Не нужен бак с водородом. Но нужен риформер
Хранить водород чертовски сложно, в этом одна из главных причин неуспеха водородного транспорта. Изобретенный маздовскими спецами мотор хорош еще и тем, что ему система хранения водорода не нужна – на старте он может работать по старинке на бензине, пока не выработает водород сам для себя.
Это плюс, но проблема в том, что и без системы хранения новый двигатель наверняка будет невероятно сложным по устройству. Нужно добавить вторую систему выпуска и риформер, где-то найти в головке цилиндра место для дополнительного клапана и его привода. Затем добиться того, чтобы все цилиндры получали равные доли воздуха и отдавали отработавшие газы «по-братски».
Да и получится ли создать риформер и инжекторы, способные надежно работать с раскаленными газами при высоких температурах?
Выкладывайте углерод
Если подсчитать, как часто накопившийся углерод придется вынимать из бачка, наступает полное затмение сознания. Бензин в основном состоит из углерода: в каждом литре содержится 700 грамм. То есть, выработав 50-литровый бак, вы получите около 35 кг углеродного порошка! То-то в автосервисах будут рады принимать такие порции.

Кстати, как далеко можно будет уехать на баке бензина с новым 6-тактником Mazda? В CarBuzz подсчитали, что примерно в 2 раза меньше, чем если бы вы просто сжигали бензин в обычном 4-тактном движке.

Иначе говоря, новый патент сулит много трудностей, а реальная эффективность под вопросом. Надо сказать, это очень в духе Mazda. Думаю, мы еще услышим об этой разработке в грядущие годы.