К правильной приработке требовательны многие узлы: шины, амортизаторы, коробка передач, но в первую очередь – двигатель. «Если неприработавшиеся пары сразу сильно нагрузить, вместо тонкой притирки может произойти разрушение рабочих поверхностей в виде надиров, вырывов материала или его наплывания», – объясняла статья в рубрике «Страничка мотоциклиста» журнала «За рулем», №9 / 1984 г.
Как советские водители обкатывали новый мотоцикл: узнайте 5 правил, которые актуальны и сейчас

Холмов и высшей передачи – избегать
Поэтому «умудренный опытом мотоциклист» в первый период обкатки (500-1000 км) старался избегать таких дорог, где мотору пришлось бы работать во всю силу. Грунтовые, песчаные, снежные дороги, крутые подъемы – все эти испытания откладываются.
Тут многие водители совершали ошибку, полагая, что мотору полезно ездить на самых низких оборотах. Наоборот: низкие обороты на обкатке вредны! Например, если ваш мотоцикл «Иж» на четвертой передаче влезает в гору с трудом, лучше перейти на третью, советовал журнал. Обороты вырастут в 1,5 раза, но нагрузка сильно уменьшится.

Зачем нужны «горячие» свечи
Необкатанный двигатель боится перегрева. Поэтому лучшей считалась обкатка зимой, «по морозцу».
На это время рекомендовалось штатные свечи зажигания заменить на более «горячие». Речь идет о способности свечи выжигать нагар на электродах: чем ниже температура, при которой свеча не забивается сажей и маслянистыми отложениями, тем она горячее.
Но на скоростной дороге, да в летнюю жару, такая свеча становится опасна: возникает калильное зажигание. Так что после обкатки «штат» возвращают на место.

После 1000 км начинают «тренировать» мотор
На втором этапе приработки двигатель начинали готовить к разнообразным условиям работы и высоким нагрузкам. Делали это постепенно. Например, на скоростной дороге мотоциклист мог держать 70 км/ч, затем на минуту взять разгон до 80 км/ч, и назад. Так несколько раз. Еще через 100-200 км можно максимум увеличить до 90 км/ч. Добавляли проселки и лесные тропы.
Советские мудрости актуальны и сейчас
Сравните рекомендации, дававшиеся водителям 40 лет назад, с теми, что написаны в мануале к вашей машине или байку: вы обнаружите, что они, по большому счету, те же самые.