Для частного автомобилиста, желавшего купить что-то с внедорожным потенциалом, советские магазины в те годы предлагали три варианта.
Странный автомобиль из СССР: мотор от «Таврии», подвеска «Самары», колеса «Нивы» — кто угадает, тот молодец!

Дешевле всего было купить – не смейтесь – мотоцикл «Днепр-12» с колесной формулой 3х2.
Самой желанной была ВАЗ-2121 «Нива» – современный, комфортабельный и красивый внедорожник. Но цена кусалась: «Нивы» стоили дороже любой другой модели ВАЗ.
Оставался более дешевый ЛуАЗ-969М. В свое время именно этот оригинальный «пепелац» стал первым авто класса 4х4, который в Союзе можно было официально купить в частное владение. Но к 1980-м он смотрелся, ехал и звучал убого-устарело на фоне новинок других марок. Представьте себе, с каким интересом люди читали в газетах и журналах, что Луганский автозавод разрабатывает ему в замену новый современный внедорожник, получивший обозначение ЛуАЗ-1301.
На 100% гражданский
Его разработка началась в 1986-м, а в серию машина должна была пойти в 1992 году. В свое время 969-й получился очень неказистым и некомфортным, поскольку представлял собой, по сути, чуть облагороженную версию армейского транспортера переднего края (ТПК). Новую модель делали сразу с прицелом на гражданское применение.
Многие наработки брали у других заводов. Двигатель МеМЗ-245 – от запорожской «Таврии», объемом 1,1 л и мощностью 53 л. с. Переднюю подвеску типа МакФерсон во многом унифицировали с ВАЗ-2108. Зубастые высокие колеса взяли у «Нивы».

Напротив, коробку передач разработали оригинальную, с 4 ступенями и раздаточной коробкой с понижающей ступенью (у старого ЛуАЗа раздатки не было вообще).
Кузов был совсем нетрадиционным – на раме из стальных профилей, со стеклопластиковыми панелями. Салон стал заметно просторнее по сравнению с выпускавшимся ЛуАЗом, поскольку колесную базу увеличили на 30 сантиметров. Заодно это сделало ход машины на асфальте более плавным.
Максимальная скорость выросла с 95 км/ч у старой модели до 120 км/ч, поэтому для надежного торможения впереди поставили дисковые тормоза, как у ВАЗовских моделей, а сзади – алюминиевые барабаны.

У «Нивы» конструкторы подглядели еще одно инновационное решение. В свое время на ВАЗе решили, что сделают полный привод постоянным – на испытаниях в полноприводном режиме внедорожник потреблял меньше топлива. В Луганске решили поступить так же.
Конструкторы ЛуАЗ задумали даже пневматическую систему управления клиренсом.
Пока будущий ЛуАЗ-1301 проходил испытания на полигоне НАМИ, дизайнеры совершенствовали его внешние формы. В последних из разработанных версий машинка получила модный клиновидный передок.

Альтернативная история 1301-го
В истории этого мини-внедорожника есть курьез – дело в том, что параллельно с работой инженеров в Луганске, в Ленинграде разрабатывался альтернативный проект для ЛуАЗ, получивший название «ЛуАЗ Прото».


Вела его лаборатория НАМИ, основанная на базе объединения конструкторов-любителей «Самавто». Ленинградский проект во многом был похож на луганский – тот же двигатель, похожая подвеска на узлах ВАЗ-2108. «Прото» был несколько крупнее и внешне, пожалуй, более привлекательным. Самой оригинальной частью его стала шестискоростная КПП с двумя понижающими передачами и без раздаточной коробки.
Жертва эпохи
Закончилась история нового ЛуАЗа так же, как и многих других проектов того времени – фермерского грузовичка ЗАЗ, новой передовой «Волги», микроавтобуса «Роксана». В СССР автозаводы не распоряжались сами деньгами с продаж автомобилей – средства на разработку и постановку в производство новинок давал Минавтопром. В стремительно катящемся к распаду СССР государство вовсе перестало уделять этому внимание. Проект «ЛуАЗ Прото» остановился раньше. В Луганске над машиной работали до самого распада СССР, но в переходные годы и его проект закрылся.