Статью можно прослушать

Зачем советский «Иж» делал очень похожие мотоциклы «Планета» и «Юпитер»

Обе модели были унифицированы по дизайну, и даже объем двигателей у них был одинаковый. Что это – очередной абсурд советской действительности или...?
Рома Назаров
Рома Назаров
Зачем советский «Иж» делал очень похожие мотоциклы «Планета» и «Юпитер»
Алексей 155 — Wikipedia
Послушать текст
Содержание

Действительно, Ижевский мотозавод во времена СССР и позже, вплоть до нулевых, выпускал две почти идентичные модели. По дизайну, раме, шасси и многим другим узлам они были унифицированы. Отличались только моторы: одинаковые по объему (0,35 л), но у планетовского цилиндр был единственный, а у юпитеровского тот же объем делился на два цилиндра.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Малюсенькое изменение привело к большой разнице в судьбе мотов и их характеристиках.

Иж-Планета-2 мотоцикл
Иж-Планета-2
Wikipedia

Планета

Одноцилиндровый движок лучше подходил для сельской местности – простой, хорошо тянущий на низких оборотах. Решение разделить модельную гамму Ижевского завода на две серии пришло в 1950-х, а производить «Планету» начали в 1962 году.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В советской деревне этот мотоцикл был одним из любимых благодаря высокой надежности и нетребовательности к обслуживанию. Колхозники зачастую за ним вообще не ухаживали – катались, пока не развалится (мой дед, сельский врач, за свою жизнь укатал две «Планеты» — Р. Н.). Из-за этого в наши дни найти раритетный байк ранних серий в нормальном состоянии почти нереально.

Для города и шоссе он подходил плохо: одноцилиндровый мотор вызывал дикие вибрации и плохо тянул на скоростях от 90-100 км/ч.

Свои недостатки у него были, конечно. Например, тугой кик-стартер, который мог повредить ногу, если недостаточно проворно ее отдернуть после толчка.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Всего в Союзе успели сменить пять поколений этого мотоцикла. Самым удачным из них считалась «Планета-3», выпускавшаяся с 1971 по 1985 годы. Впервые она получила указатели поворотов и современный дизайн – два первых поколения унаследовали внешность еще от немецких мотоциклов 1940-х годов.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Иж-Планета-3 с коляской мотоцикл
Иж-Планета-3 с коляской
Соцсети

«Планета-4» объективно была еще лучше, хотя выпускалась недолго, и почти сразу сменилась пятым поколением. Но по мировым меркам эти байки были устаревшими еще в момент запуска в производство. Главной проблемой был двухтактный мотор воздушного охлаждения с примитивной системой смазки. Зато дизайн стал более динамичным — советские стилисты насмотрелись на байки из Японии и ухватили их динамичность. Тем не менее, их выпускали до конца нулевых.

Технические данные

🏍 Мощность — 13-22 л. с.

🏍 Скорость — 90-120 км/ч

🏍 Расход топлива 3,7-6,6 л/100 км

Легенда о «Планете-6»

Кроме пяти серийных поколений, у этого байка было еще два, за которыми сейчас охотятся любители ретро. Хотя непонятно до конца, сохранился ли хотя бы один байк шестой серии: в нулевых годах было сделано всего несколько экземпляров. Их главная изюминка – двигатель жидкостного охлаждения, сделанный на основе мотора «Иж-Планета-Спорт».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Иж-Планета-6 мотоцикл
Иж-Планета-6
Соцсети

«Планету-7» все же недолго выпускали в то же десятилетие. Ее фишка – китайские моторы объемом 250 куб. см., лучше сбалансированные и столь же мощные, несмотря на меньший объем. Но в остальном байк остался почти таким же архаичным.

Юпитер

При том же объеме, двухцилиндровый мотор «Юпитера» отличался лучшей оборотистостью и был предназначен для шоссе.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Репутация у него была хуже. В первых двух поколениях двигатель получился сырым. Лишь начиная с третьего, детские болезни были устранены и его начали охотно покупать.

Но при переходе на «Юпитер-4» завод вновь промахнулся: мощность двигателя увеличили, но одновременно упала его ресурсность при езде на низких оборотах. Конструкторы не угадали тренд советского рынка: в те годы мотоциклы покупали больше селяне.

Иж-Юпитер-2 мотоцикл
Иж-Юпитер-2
Тимур - Pinterest
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Поэтому в пятой серии мотор снова дефорсировали, подтянув надежность. Но «Юпитеру» не повезло. Мотоциклетная отрасль быстро переходила на четырехтактные моторы, более удобные для потребителя, но из-за неурядиц позднего СССР заменить двигатель «Ижа» не удалось.

Технические данные

⭐️ Мощность – 18-28 л. с.

⭐️ Скорость – 110-125 км/ч 

⭐️ Расход топлива – 4-6,2 л/100 км

Иж-Юпитер-4 мотоцикл
Иж-Юпитер-4
Соцсети
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Где они в наши дни

«Планеты» и «Юпитеры» ранних серий в оригинальном состоянии стали большой редкостью – почему, вы уже знаете. За экземпляр в идеальном состоянии в наши дни просят от 200 тысяч рублей и выше. Моты последних серий стоят недорого, в хорошем состоянии их можно купить от 25 тысяч, но для практического применения любая серия подходит плохо, если верить IronHorse.ru. Их покупают либо настоящие энтузиасты, либо желающие сделать инвестицию – со временем ценность сохранившихся байков будет расти.