Бэушный электромобиль: как понять, убитая батарея или нет

Купить «электричку» с пробегом для многих заманчивая и пугающая идея. Страшно нарваться на машину с «мертвым» аккумулятором, потерявшим всю емкость – а его замена стоит больше половины стоимости самой машины. Но и цена на электрические бэушки может быть очень привлекательна.
Рома Назаров
Рома Назаров
Бэушный электромобиль: как понять, убитая батарея или нет
StockCake.io
Содержание

Подержанный электромобиль – это кот в мешке. Состояние аккумулятора сильно зависит от того, как с ним обращался первый владелец. Если эксплуатировал беспорядочно, много пользуясь быстрыми зарядными станциями, чтобы перехватить 10-20% заряда, это одно. Если заряжал по ночам небольшими токами – совсем другое.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Поэтому очень важно при покупке машины обследовать батарею. И возникает вопрос: существуют ли точные методы диагностики электромобилей?

Что с независимой экспертизой

Этот вид сервиса стал популярен в тех странах, где парк электромобилей уже достаточно велик. Один из таких экспертов из Австрии, Aviloo, заявил BBC, что может провести тесты с высокой точностью.

диагностика автомобиля
СС0
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Какие методы диагностики существуют

Более точный метод состоит в том, что к автомобилю подключают монитор аккумулятора и просят владельца покататься с ним несколько дней, стараясь разряжать батарею до 10% и затем заряжать без перерыва до полного заряда.

Есть также экспресс-тест: к машине подключают сканер, считывают данные системы управления аккумулятором (BMS, Battery Management System), и тот через пару минут на основе компьютерной модели выдает оценку его «здоровья» по методике SOH (State-of-Health, буквально «состояние здоровья»). Клиент узнает, какова остаточная емкость и пиковая мощность, другие важные параметры.

Для оценки аккумуляторов используется методика SoH (State-of-Health) — набор данных, таких как емкость и максимальный ток.

Есть специализированные методы. Например, для самой глубокой экспертизы аккумулятор снимают с электромобиля и изучают на стенде.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Диагностика позволяет не только узнать цифры для всего источника питания, но и выявить, какие ячейки в нем требуют замены. Зная эти данные, можно просчитать стоимость ремонта и оценить, стоит ли вкладываться в апгрейд – и какую скидку потребовать у продавца в компенсацию.

Диагностика порадовала. Электромобиль разочаровал
widget-interest

Издание рассказывает историю британца Керри Дунстана. Он приобрел нестарый Nissan Leaf с пробегом 47 000 км за 12500 фунтов стерлингов. По оценке независимого эксперта, емкость аккумулятора на тот момент составляла 93% от исходной. Как сказал новый владелец, батарея оказалась именно такой, как предсказывали. Хотя сам Leaf англичанину не понравился: «Я люблю задорные машинки, а этот... мэ-э-э». Хотя придраться не к чему – электромобиль был ничем не хуже нового, если не считать 7% потерянной емкости.

Информация помогает сделать правильный выбор

После того, как американский продавец подержанных электрокаров Cleevely Electric Vehicles стал направлять покупателей к независимой фирме на диагностику, те стали заметно охотнее заключать сделки. Сейчас люди привыкли и сами начали просить направить их на экспертизу, рассказал журналистам руководитель фирмы Дэвид Смит. Главное – чтобы клиент был уверен, что дилер никак не влияет на процесс оценки. Для 9 из 10 автовладельцев это оказывается решающим фактором.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
tesla model s
Norwegian Electric Vehicle Association
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

80% – убитая батарея или нет

Есть популярное мнение, что аккумулятор, чья емкость упала до этого уровня, пора списывать – и если его нельзя заменить, то и сам электромобиль отправляется на слом.

С этим не согласен руководитель Aviloo Маркус Бергер. Такая машина все еще может служить, говорит он, – ей лишь надо дать адекватную цену. Такой автомобиль может быть привлекателен для людей, которые не совершают длинных поездок и не требуют высокой динамики (старая батарея теряет не только емкость, но и пиковую мощность).

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
сервисмен зарядная станция электромобиль
RJT Construction

Быстро ли стареет электромобиль

Диагностика аккумулятора в наши дни стала весьма точной. А вот надежных методов предсказания, как быстро она будет падать со временем, не существует.

исследование электромобили soh p3 график
Исследование P3: на пробеге 200-300 тысяч км электромобили в среднем сохраняют 87% исходного запаса хода.
P3

Известно лишь, что у большинства электромобилей батарея стареет медленнее, чем люди привыкли думать. Об этом говорят несколько исследований, в том числе большая работа консалтинговой фирмы P3. Мы рассказывали подробно о ее результатах здесь. Напомню главный вывод: на пробеге 200-300 тысяч км электромобили в среднем сохраняют 87% исходного запаса хода.