Как маршал Жуков спас BMW: удивительный эпизод истории машин из Баварии

Около пяти лет «бимеры» выпускала акционерная компания, созданная Советским Союзом, и поставляла их в нашу страну, где они стали соперниками «Побед».
Рома Назаров
Рома Назаров
Как маршал Жуков спас BMW: удивительный эпизод истории машин из Баварии
AutoHS.ru
Содержание

После поражения во Второй мировой войне Германия была разделена на западную и восточную части – ФРГ и ГДР. Первой управляла англо-американская коалиция, а второй – Советская военная администрация в Германии (СВАГ).

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Хотя Бавария, родина BMW, оказалась на территории Западной Германии, один из ее заводов остался на подконтрольной СССР территории в Айзенахе – столице федеральной земли Тюрингия.

Именно это предприятие стало родоначальником Ирбитского мотоциклетного завода – его знаменитые «Уралы» начинались как копия мотов BMW, сделанных на станках, вывезенных по репарации из Тюрингии.

Жуков заступился

Однако коллектив немецкого завода хотел возродить у себя производство автомобилей и обратился с этой просьбой к СВАГ. Есть легенда, что рабочие показали довоенный автомобиль BMW 321 маршалу Жукову, начальнику администрации, в надежде получить его заступничество. Правда это или нет, но знаменитый полководец дал окончательное добро на возрождение марки. Могло ли что-то больше обрадовать трудолюбивых немцев? Они засучили рукава и занялись любимым делом.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
BMW 321 car
BMW 321
davocano - Wikipedia

Люкс для номенклатурного работника

Начали с выпуска нескольких довоенных моделей, из которых самой массовой стало то самое двухдверное купе 321. Автомобиль оснащался неплохим даже для послевоенного времени верхнеклапанным двигателем, коробкой передач с синхронизаторами и торсионной подвеской, терпимой к плохому качеству дорог.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Видимо, машина понравилась советским номенклатурным работникам, поскольку ее довольно массово, около 1500 штук в год, поставляли в СССР до конца сороковых годов.

Интересно, что в нашей стране тогда уже были свои легковые модели: маленький «Москвич-400» и среднеклассовая «Победа». И их можно было купить в частные руки. А BMW не продавались, а распределялись по учреждениям. Лишь позже, когда эти машины были списаны, часть экземпляров попали в личное пользование, благодаря этому сохранились до наших времен: их и сейчас можно встретить в ретро-коллекциях.

ГАЗ-М-20 Победа автомобиль
ГАЗ-М-20 Победа
В общественном достоянии
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Качеством не Бавария

В предвоенные годы фирма много закупала комплектующие у внешних поставщиков – всего их было около 250. После войны и разделения страны пополам старые связи оказались разрушены. Поэтому объем производства оставался невелик, а качество тех деталей, которые удавалось получить – невысоким.

Чтобы справиться с проблемой, в Айзенахе стали разворачивать собственное производство деталей, и постепенно выправились.

Довоенная четырехдверная BMW 326 станет основой для 340
Довоенная четырехдверная BMW 326 станет основой для первой послевоенной модели из Айзенаха.
Lars-Göran Lindgren - Wikipedia
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

BMW против «Победы»

Разрешив первые проблемы, в 1949 году айзенахцы дозрели до обновления модельного ряда и представили модель BMW 340. От довоенных он отличался в первую очередь более современным дизайном в стиле той же «Победы» с интегрированными крыльями.

авто BMW / EMW 340
BMW / EMW 340
Ruud Onos - Flickr

Две машины оказались в одном классе, поэтому интересно их сравнить.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

У «Победы» был более современный несущий кузов. Кузов немки все еще устанавливался на раме.

Зато у второй был однозначно более совершенный верхнеклапанный двигатель. И коробка передач у нее была 4-ступенчатая, а у отечественной модели скоростей было только три. Кроме того, она получила реечное, более удобное рулевое управление, и центральную систему смазки подвески: водителю достаточно было нажать на педаль в салоне. В Советском Союзе такую систему внедрили уже на следующем поколении легковых машин ГАЗ-21 «Волга» в 1950-х.

Кто кому помогает

Много 340-х в нашу страну поставить не успели. Считалось, что эти машины идут в счет репараций, и большого смысла это не имеет, рассудили в советской администрации, ведь в те годы Советский Союз сам все еще много помогал ГДР. Пусть лучше делают автомобили для себя и зарабатывают на экспорте в другие страны, чтобы не быть бременем.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Превращение в EMW

Фактически, отказ от этих поставок стал началом конца удивительной истории «советской BMW». Когда наладили экспорт в соседние европейские страны, у завода возникли трения с западной частью BMW, тоже быстро оживавшей и поставлявшей машины на те же рынки. Закончилось судом, по которому права на бренд и знаменитый бело-синий логотип ушли к западной половине.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В ГДР же переименовали марку в EMW по первой букве названия города Айзенах, а в логотипе синий цвет заменили на красный.

Wartburg 311 car
Wartburg 311
Matti Blume - Wikipedia

Но затем и вовсе отказались от него, вернув марке историческое название – то, которое она носила до покупки завода BMW в двадцатых годах. Так родился культовый гдр-овский Wartburg, и его дальнейшую историю можно узнать здесь.