В истории правительственных автомобилей ЗИЛ случилось два крутых поворота.
Последний лимузин СССР помнят в Америке: чем интересен ЗИЛ-4102

Знаменитая марка родилась в сталинские времена. Два первых «членовоза», разработанные заводом, ЗИС-101 и ЗИС-110, предназначались не только для высших членов правительства: они также работали в качестве люкс-такси, карет скорой помощи... и даже междугородных автобусов.
Затем при Никите Хрущеве марка ушла в эксклюзивность: новый глава Советского Союза постановил, что ЗИЛы должны обслуживать только верхушку правительства. Хрущев во многом повернул СССР на путь демократии, но в этом вопросе, наоборот, усилил разрыв между народом и партийной номенклатурой.

Лицом к народу
Горбачев вошел в историю тем, что при нем началась масштабная модернизация всего народного хозяйства СССР, названная «Перестройкой» (хотя готовилась она еще при Андропове). В том числе, первый президент СССР решил дать бой привилегиям чиновников.
Первой жертвой этой борьбы пала «Чайка», представительский автомобиль второго класса: ее история резко прервалась по команде из Кремля.
ЗИЛ избежал секвестирования, но заводчане сами решили пойти по пути демократизации своего модельного ряда.
ЗИЛ долго менялся, не меняясь
Под каждого нового правителя автозавод выпускал новую модель. Так родился сначала ЗИЛ-111, затем для следующего генсека Леонида Брежнева разработали ЗИЛ-114.
Но дальше эволюция застопорилась, и все дальнейшие модели были, по существу, проектами рестайлинга 114-го. Леонид Ильич подзадержался на посту главы страны, и в 1978 году завод под него модернизировал машину, присвоив ей индекс ЗИЛ-115, а позже 4104. При Юрие Андропове его сменил ЗИЛ-41045, а с началом правления Михаила Горбачева – ЗИЛ-41047.

Но все это был, по существу, один и тот же автомобиль.
Новых правительство и не требовало, по-видимому. В конце концов, заводчане сами решили, что им не нравится собственный застой, и по собственной инициативе начали разработку совершенного нового автомобиля.
Проект «Океан»
Все предыдущие модели разрабатывались с чистого листа как длинные лимузины. Теперь конструкторы решили начать с короткого седана, а уже потом на его основе сделать удлиненный вариант – такой подход применяют все мировые производители, от Mercedes-Benz до Cadillac.
Кузов сохранил строгие угловатые формы, но стал более обтекаемым и динамичным. От рамы отказались, сделав его несущим. Более того, часть кузовных панелей сделали из стеклопластика, уменьшив вес машины и улучшив ее динамические параметры.

Подвеску тоже разработали с нуля – полностью независимую, с дисковыми тормозами. Раньше все ЗИЛы оснащались зависимой рессорной подвеской, с доведенной до совершенства плавностью хода. Благодаря новой подвеске, новинка по управляемости должна была стать на голову выше.
Лишь двигатель V8 и 3-ступенчатую коробку-автомат оставили от прежней модели, поскольку на их разработку ресурсов не было. Впрочем, подразумевалось, что автомобиль получит целую гамму двигателей: V6 объемом 4,5 литра, два варианта V8 и даже восьмицилиндровый дизель.
Такая линейка была задумана неспроста: новый ЗИЛ должен был работать не только в Гараже особого назначения, но и продаваться в частные руки, конкурируя с другими люкс-марками.

Сложное время, сложная судьба
Довести проект до конца помешало плачевное состояние советской экономики. Завод успел лишь построить два ходовых прототипа: один, окрашенный в черный цвет, на заводе в шутку окрестили «Михаилом», второй – серый – «Раисой» в честь президента и первой леди Советского Союза.

В начале 1990-х работы по ЗИЛ-4102 остановились. Черный экземпляр в самые тяжелые для ЗИЛ годы разобрали, а светлый заводчане бережно сохранили. Позже он попал в экспозицию Центра истории автотранспорта Ленинграда в «Автобусном парке №1» Санкт-Петербурга.
