Последний лимузин СССР помнят в Америке: чем интересен ЗИЛ-4102

В трудные перестроечные времена Завод имени Лихачева готовил смелый проекта представительского седана, который должен был составить конкуренцию Mercedes-Benz и Cadillac. Недавно его историю вспомнил портал Carbuzz.
Рома Назаров
Рома Назаров
Последний лимузин СССР помнят в Америке: чем интересен ЗИЛ-4102
autowp — Wikipedia
Содержание

В истории правительственных автомобилей ЗИЛ случилось два крутых поворота.

Знаменитая марка родилась в сталинские времена. Два первых «членовоза», разработанные заводом, ЗИС-101 и ЗИС-110, предназначались не только для высших членов правительства: они также работали в качестве люкс-такси, карет скорой помощи... и даже междугородных автобусов. 

Затем при Никите Хрущеве марка ушла в эксклюзивность: новый глава Советского Союза постановил, что ЗИЛы должны обслуживать только верхушку правительства. Хрущев во многом повернул СССР на путь демократии, но в этом вопросе, наоборот, усилил разрыв между народом и партийной номенклатурой.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
лимузин ЗИЛ-114
ЗИЛ-114
Ralf Christian Kunkel - Wikipedia

Лицом к народу

Горбачев вошел в историю тем, что при нем началась масштабная модернизация всего народного хозяйства СССР, названная «Перестройкой» (хотя готовилась она еще при Андропове). В том числе, первый президент СССР решил дать бой привилегиям чиновников.

Первой жертвой этой борьбы пала «Чайка», представительский автомобиль второго класса: ее история резко прервалась по команде из Кремля.

ЗИЛ избежал секвестирования, но заводчане сами решили пойти по пути демократизации своего модельного ряда.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

ЗИЛ долго менялся, не меняясь

Под каждого нового правителя автозавод выпускал новую модель. Так родился сначала ЗИЛ-111, затем для следующего генсека Леонида Брежнева разработали ЗИЛ-114.

Но дальше эволюция застопорилась, и все дальнейшие модели были, по существу, проектами рестайлинга 114-го. Леонид Ильич подзадержался на посту главы страны, и в 1978 году завод под него модернизировал машину, присвоив ей индекс ЗИЛ-115, а позже 4104. При Юрие Андропове его сменил ЗИЛ-41045, а с началом правления Михаила Горбачева – ЗИЛ-41047.

парадный кабриолет зил
Mil.ru
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Но все это был, по существу, один и тот же автомобиль.

Новых правительство и не требовало, по-видимому. В конце концов, заводчане сами решили, что им не нравится собственный застой, и по собственной инициативе начали разработку совершенного нового автомобиля.

Проект «Океан»

Все предыдущие модели разрабатывались с чистого листа как длинные лимузины. Теперь конструкторы решили начать с короткого седана, а уже потом на его основе сделать удлиненный вариант – такой подход применяют все мировые производители, от Mercedes-Benz до Cadillac.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Кузов сохранил строгие угловатые формы, но стал более обтекаемым и динамичным. От рамы отказались, сделав его несущим. Более того, часть кузовных панелей сделали из стеклопластика, уменьшив вес машины и улучшив ее динамические параметры.

ЗИЛ-4102, экземпляр по прозвищу «Раиса» фото
ЗИЛ-4102, экземпляр по прозвищу «Раиса»
Авто.ру

Подвеску тоже разработали с нуля – полностью независимую, с дисковыми тормозами. Раньше все ЗИЛы оснащались зависимой рессорной подвеской, с доведенной до совершенства плавностью хода. Благодаря новой подвеске, новинка по управляемости должна была стать на голову выше.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Лишь двигатель V8 и 3-ступенчатую коробку-автомат оставили от прежней модели, поскольку на их разработку ресурсов не было. Впрочем, подразумевалось, что автомобиль получит целую гамму двигателей: V6 объемом 4,5 литра, два варианта V8 и даже восьмицилиндровый дизель.

Такая линейка была задумана неспроста: новый ЗИЛ должен был работать не только в Гараже особого назначения, но и продаваться в частные руки, конкурируя с другими люкс-марками.

Та же идея «автомобиля для всех» была реализована при создании бренда Aurus в 2010-х годах.
зил-4102
Autoweek
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Сложное время, сложная судьба

Довести проект до конца помешало плачевное состояние советской экономики. Завод успел лишь построить два ходовых прототипа: один, окрашенный в черный цвет, на заводе в шутку окрестили «Михаилом», второй – серый – «Раисой» в честь президента и первой леди Советского Союза.

зил-4102
SpaceBattles