Как порвать шаблон: 5 уроков креативности от советского мастера

Гаражные технари создали немало необычных самодельных автомобилей за историю СССР. На этом фоне выделяется один умелец, проявлявший поистине чудеса предприимчивости. Даже если вы не интересуетесь автомобилями, прочитайте его историю – она вдохновляет.
Рома Назаров
Рома Назаров
Как порвать шаблон: 5 уроков креативности от советского мастера
Youtube
Содержание

О Борисе Каравкине и его самодельном автомобиле «Фантазия» мы узнали недавно, в связи с печальной новостью: создатель машины скончался, а она сама была выставлена на продажу.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Запрошенная продавцом цена $5000 намекает, что машинка по-своему уникальная. Начать с того, что ей уже около 50 лет, а она на ходу и в неплохом состоянии – спасибо алюминиевому кузову. Для самоделки такое долголетие вдвойне удивительно. И создавалась она в необычных условиях. Это настоящая хрестоматия для любого, кто хочет научиться мыслить и действовать творчески и самобытно.

Как вырастить в себе креативщика

Начнем с бэкграунда конструктора. Борис Каравкин с детства занимался авиамоделированием, затем работал слесарем. А когда вырос, то стал художником и работал... в Минском зенитном ракетном училище.

Как сработало такое необычное сочетание? Предположим, за годы моделирования он научился работать руками и иметь дело с разными материалами, со сложными конструкциями. Профессия художника толкала искать оригинальные решения, а работа с военными развила дисциплину и упорство. Это лишь догадка – можете согласиться с ней или нет.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
самодельный автомобиль фантазия эмблема
Колёса.ру

Достать детали во времена дефицита

Когда молодой художник-зенитчик захотел приобрести автомобиль, то не стал вставать в длинную очередь в автомагазин, а решил сделать его своими руками.

Однако достать детали в разгар тотального дефицита было не легче. Здесь впервые его предприимчивость показала себя во всю силу. Каравкин подрядился в автомагазин рисовать рекламу и стенгазету, а за это ему продавали детали вне очереди.

Когда молодой художник захотел приобрести автомобиль, то не стал вставать в длинную очередь в автомагазин, а решил сделать его своими руками.

Отказаться от проторенного пути

Детали есть, следующий вопрос – из чего сделать кузов автомобиля. Для большого автопрома ответ был однозначный – сталь. Но работать с этим материалом в гараже неудобно, поэтому многие самодельщики предпочитали сваривать раму из стальных труб, а внешние панели выклеивать из стеклоткани и эпоксидной смолы.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Создатель «Фантазии» выбрал алюминий: работать с ним он умел, и достать легкий металл ему было проще. Но надо было проявить смелость, чтобы не пойти за толпой. В те годы алюминий в автопроме применяли лишь немногие оригиналы вроде фирмы Land Rover. Зато кузов вышел очень устойчивым к коррозии.

самодельный автомобиль фантазия
Белорусская «Фантазия»
Колёса.ру
классический ленд ровер
и британский Land Rover — два автомобиля, сделанные из алюминия
Trade Classics
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Продумать мелочи

По компоновке, это самодельное авто больше всего похоже на Fiat-126 – кузов хэтчбек с мотором сзади. Выбор изобретателя диктовался тем, что в те годы он мог позволить себе только мотор от «Запорожца». По техническим нормам СССР тех лет, самодельные автомобили не могли иметь двигатель объемом больше 1,0 л.

Изобретатель хорошо продумал многие мелочи. Двери он сделал сдвижными – они не провисали со временем и легко открывались даже на тесной парковке. Кресло водителя сделал вращающимся, чтобы легче выходить из тесного салона.

Самодельный автомобиль Фантазия
Колёса.ру
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

У «Запорожца» для забора воздуха в задней части служили воздухозаборники по бортам – знаменитые «уши». «Фантазию» Каравкин оснастил широкими задними стойками крыши и вмонтировал воздухозаборники в них – так и смотрелось лучше, и грязи в двигатель летело меньше.

Чтобы наружные зеркала и колеса не воровали, сделал первые быстросъемными, а вторые закрыл «противоугонными» колпаками.

Заднее стекло он сделал большим и опустил ниже обычного – парковка задним ходом стала проще, чем на любом серийном авто.

И еще одна интересная деталь: пол багажника он сделал съемным, чтобы подобраться к подвеске для ремонта было проще. Любой сервисмен позавидовал бы такому решению.

Обхитрить ГАИ

Зарегистрировать автомобиль и получить госномера ему удалось не сразу. Чтобы авто не простаивало, находчивый изобретатель сделал самодельные таблички с вытисненной на них надписью «Проба». Говорят, что гаишники пропускали его. Позже конструктор все же получил официальные номера.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
самодельный автомобиль Фантазия
Youtube

Он еще продолжит чудить: заменит старый мотор на новый, от Skoda, переставив его вперед. Затем поменяет его на движок от «Жигулей». Творческая мысль не останавливается, но мы на этом остановим рассказ. Думаю, суть вы ухватили.