Как минимум, их провели по цехам и многое показали. В самые передовые цеха старались не пускать, но даже то, что те увидели на не самых современных участках, поразило вазовских специалистов, хотя они уже успели насмотреться на итальянские и немецкие технологии.
«Щупают каждую деталь, а у нас не щупают!» Чем японские автозаводы удивили советского директора ВАЗ

Главу Волжского автозавода Виктора Полякова больше всего впечатлили японские предприятия. В те времена Япония переживала стремительный скачок в развитии технологий, а Toyota даже поднялась на второе место в мире по числу выпущенных автомобилей. Выступая перед рабочими в 1974 году, глава ВАЗ Поляков с восторгом рассказывал об увиденном.
Автопром — это не только автозаводы
В те времена Toyota выпускала 2,4 миллиона машин в год — примерно в 3 раза больше, чем Тольятти, — а работало в фирме в два раза меньше людей, чем на ВАЗе.
В чем фишка? Одна из причин — более высокая производительность труда, примерно в 1,5 раза.
Но еще важнее то, что лишь 35% автомобиля в Японии делал сам автопроизводитель, а остальное — внешние поставщики. На ВАЗе было наоборот: большую часть агрегатов автозавод делал сам. Кооперация в советской экономике развивалась с большим трудом.

Изобилие выбора
Удивило Полякова и разнообразие выпускаемых моделей и их праздничное, по советским меркам, оформление. Все это делалось за счет недорогих декоративных средств, поэтому разные варианты выпускались на одном и том же конвейере, удивлялся советский директор. Для сравнения, с конвейеров ВАЗ в то время сходило всего три модели, каждая всего в одной комплектации и 16 цветах.
«В кузнечном цеху все в белом!»
Ручного труда на конвейере в Японии было больше, но контроль куда жестче: «Инженеры и техники внимательно следят, чтобы рабочие строго выполняли операции, чего у нас не делается». Интересная деталь: над конвейером двигателей висели световые табло, показывающие прохождение изделий. В случае отклонений, весь двигатель безжалостно бракуется. И нам надо делать так же, говорил Поляков.
Культура производства и чистота в цехах вызвала у наших откровенную зависть. Спецодежда во всех фирмах использовалась светлая и гораздо удобнее советской, а на Honda рабочие вообще носили белую одежду, причем даже в кузнечном и литейном производствах.

Директор говорил много — о роботах, о новейших прессах. С болью упоминал, что некоторые из этих станков в Советском Союзе есть, «но на них смотрят как посторонние наблюдатели, не проявляя нужной энергии для их установки».
Парадокс в том, что после его выступления в Союзе мало что изменилось. Послушали — и разошлись, продолжая работать как раньше.
По материалам монографии «АвтоВАЗ: между прошлым и будущим» под ред. С. В. Журавлева и др.
