Статью можно прослушать

«Да ладно!» Новый глушитель Yamaha будет управлять мотоциклом

Японские инженеры хотят задействовать реактивную энергию выхлопа, чтобы помочь байку поворачивать и не дать ему вставать на дыбы при разгоне.
Рома Назаров
Рома Назаров
«Да ладно!» Новый глушитель Yamaha будет управлять мотоциклом
Соцсети
Послушать текст
Японская компания работает над усовершенствованиями выхлопной системы мотоциклов.

Два ее новых патента нашел редактор CycleWorld. Каждый описывает отдельную систему, но логика изобретателей идентична.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В первом случае, в выхлопную трубу предлагается встроить клапан-бабочку (см. элемент 58 на левом рисунке ниже). Если мотоциклист резко поворачивает рукоять газа, клапан закрывает трубу, и поток газов уходит в трубу меньшего сечения, направленную назад и вверх. За счет малого сечения, газы ускоряются и вырываются с большей скоростью, создавая эффект тяги, подобно реактивным двигателям самолетов. Толкая мотоцикл вниз, они прижимают его к дороге и не дают встать на заднее колесо, помогая водителю удержать машину под контролем.

выхлопная система патент ямаха
Yamana
мотоцикл ямаха в патентной заявке
Yamaha
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Вторая система работает аналогично, но выхлопные газы направляются не вверх, а прямо вниз. Она работает в поворотах, когда мотоцикл сильно наклоняется: за счет наклона, газы толкают его в сторону поворота, помогая преодолеть центробежную силу.

патент на систему выхлопа мотоцикла ямаха
Yamaha

Подождите, но...

Знающие читатели сразу заметят пару спорных моментов. Во-первых, меньшее сечение труб означает, что газы будут проходить с повышенным сопротивлением и «душить» двигатель, не давая ему развить полную мощность. Однако в моменты ускорения и поворота мотоциклист все равно не может выжать все силы из мотора, объясняет CycleWorld – его ограничивает сила сцепления колес с асфальтом. Значит, есть резерв энергии, коорый можно направить на повышение устойчивости.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Интуиция еще подсказывает, что выхлопные газы ДВС не дадут сколько-нибудь солидной тяги. Возможно, это так, и Yamaha пока продемонстрировала только идею, а не воплощение. Однако надо учесть, что правила таких известных мотогонок, как MotoGP и WSBK, скоро изменятся: аэродинамические прижимные элементы будут запрещены. И теперь мотопроизводители ищут хоть какую-то альтернативу.

Пусть и небольшой, но есть шанс, что когда-нибудь такие системы появятся и в дорожных мотоциклах. Учитывая, как часто байкеры попадают в аварии, можно считать полезными любые улучшения в части безопасности двухколесников.