Статью можно прослушать

Сколько зарабатывал директор ВАЗ во времена СССР: даже ваш дедушка этого не знал

Система материального поощрения во времена «развитого социализма» разительно отличалась от той, к которой мы привыкли при рыночной экономике.
Рома Назаров
Рома Назаров
Сколько зарабатывал директор ВАЗ во времена СССР: даже ваш дедушка этого не знал
Cameras175 — GoodFon
Послушать текст
Сведения о доходах советских граждан сохранились в государственных архивах многих городов России.

В том числе, в архиве города Тольятти хранятся многие документы Волжского автозавода с момента начала его строительства.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Интересными фактами из этого архива изобилует монография «АвтоВАЗ: между прошлым и будущим», написанная российскими историками в нулевые годы.

Сколько зарабатывал директор и сотрудники ВАЗ

При создании завода, были установлены такие месячные оклады:

  • Генеральный директор автозавода — 330 рублей,
  • Технический директор — 300 рублей,
  • Директора производств — от 300 до 330 рублей,
  • Заместители директоров — 295 рублей,
  • Начальники управлений и производственных отделов — от 200 до 240 рублей,
  • Главные инженеры — от 260 до 300 рублей,
  • Конторские служащие — от 65 до 135 рублей.

Мастера, простые рабочие и инженеры тоже получали оклады в этом диапазоне.

К нему добавлялась премия, но ее размер обычно был заметно ниже оклада и сильно не менял расклад.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
сборка автомобиля жигули на конвейере
Yuryi Abramochkin - RIA / Wikipedia
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Вас ничто не удивляет?

Поражает, что зарплата директора завода и последнего клерка отличается всего в пять раз. В наши дни, зарплаты топ-менеджеров крупных корпораций могут быть в сотни и тысячи раз больше, чем у рядовых сотрудников.

Значит ли это, что при «развитом социализме» — так называли строй, сложившийся в СССР в послевоенные годы — было всеобщее равенство?

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

На уровне зарплатных ведомостей — да.

На уровне доступных благ — нет.

Вам знакомо слово «привилегии» — в том смысле, в котором его используют, говоря про советскую эпоху? Именно привилегии и их количество определяли социальную иерархию. Все было строго расписано: кому-то полагалась служебная «Волга», а кому-то — «Чайка» или ЗИЛ. Размер квартир, служебных дач и подобные вещи тоже выделялись по единым для всех правилам.

автомобили нива на снежном треке
Архив ВАЗ

Это касается и Волжского автозавода. Директору привилегии полагались, работягам — нет. Директор мог не заботиться о транспорте — под его рукой всегда был служебный автомобиль (мы рассказывали, на чем ездили руководители завода в те годы), а простой вазовец годами копил на личную машину, потом еще несколько лет стоял в очереди в профкоме, чтобы получить разрешение ее купить. Директора первыми получили просторные квартиры, а простые сотрудники подолгу ютились в общежитиях и «малосемейных» квартирах, ожидая, когда для них построят нормальное жилье. У начальства была отдельная столовая и много других благ, недоступных остальному коллективу.

А вы знали, что на Волжском автозаводе система оплаты для рабочих сильно отличалась от других советских автозаводов, таких как ЗИЛ или ГАЗ? Хотите, чтобы мы о ней рассказали — кликайте удивленный эмодзи.