В том числе, в архиве города Тольятти хранятся многие документы Волжского автозавода с момента начала его строительства.
Сколько зарабатывал директор ВАЗ во времена СССР: даже ваш дедушка этого не знал

Интересными фактами из этого архива изобилует монография «АвтоВАЗ: между прошлым и будущим», написанная российскими историками в нулевые годы.
Сколько зарабатывал директор и сотрудники ВАЗ
При создании завода, были установлены такие месячные оклады:
- Генеральный директор автозавода — 330 рублей,
- Технический директор — 300 рублей,
- Директора производств — от 300 до 330 рублей,
- Заместители директоров — 295 рублей,
- Начальники управлений и производственных отделов — от 200 до 240 рублей,
- Главные инженеры — от 260 до 300 рублей,
- Конторские служащие — от 65 до 135 рублей.
Мастера, простые рабочие и инженеры тоже получали оклады в этом диапазоне.
К нему добавлялась премия, но ее размер обычно был заметно ниже оклада и сильно не менял расклад.

Вас ничто не удивляет?
Поражает, что зарплата директора завода и последнего клерка отличается всего в пять раз. В наши дни, зарплаты топ-менеджеров крупных корпораций могут быть в сотни и тысячи раз больше, чем у рядовых сотрудников.
Значит ли это, что при «развитом социализме» — так называли строй, сложившийся в СССР в послевоенные годы — было всеобщее равенство?
На уровне зарплатных ведомостей — да.
На уровне доступных благ — нет.
Вам знакомо слово «привилегии» — в том смысле, в котором его используют, говоря про советскую эпоху? Именно привилегии и их количество определяли социальную иерархию. Все было строго расписано: кому-то полагалась служебная «Волга», а кому-то — «Чайка» или ЗИЛ. Размер квартир, служебных дач и подобные вещи тоже выделялись по единым для всех правилам.

Это касается и Волжского автозавода. Директору привилегии полагались, работягам — нет. Директор мог не заботиться о транспорте — под его рукой всегда был служебный автомобиль (мы рассказывали, на чем ездили руководители завода в те годы), а простой вазовец годами копил на личную машину, потом еще несколько лет стоял в очереди в профкоме, чтобы получить разрешение ее купить. Директора первыми получили просторные квартиры, а простые сотрудники подолгу ютились в общежитиях и «малосемейных» квартирах, ожидая, когда для них построят нормальное жилье. У начальства была отдельная столовая и много других благ, недоступных остальному коллективу.
А вы знали, что на Волжском автозаводе система оплаты для рабочих сильно отличалась от других советских автозаводов, таких как ЗИЛ или ГАЗ? Хотите, чтобы мы о ней рассказали — кликайте удивленный эмодзи.
