Едва начав работать в 1970 году, Волжский автозавод начал готовиться к поставкам автомобилей на экспорт.
«Мы не ждали этого из-за железного занавеса»: что на Западе говорили про ВАЗ-2103

Люксовую модель ВАЗ-2103 пришлось доработать, чтобы она отвечала более строгим требованиям европейских стран. Появилась складывающаяся травмобезопасная рулевая колонка и зеркала, белые фонари заднего хода, менее вредный по выхлопу карбюратор.
Мнение финнов
Финской газете Turun Päivä Lahti довелось опробовать новую советскую «трешку» в 1974 г. Журналиста привела в восторг богатая приборная панель с обилием полезных шкал, а тормоза, по его словам, «такие чувствительные, что стоит только коснуться ногой».
В длинной поездке машина комфортная, писал он. Обзорность хороша, а четыре фары дают мощный свет. Учитывая холодную финскую погоду, хорошо работает отопление, причем печка даже отправляет теплый воздух к задним сиденьям — у многих западных машин этого не было.
Правда, рулевое управление туговато, при езде по городу оно сильно утомляет, а о твердый солнцезащитный козырек можно набить серьезную шишку, отмечал он.
Полька, итальянка, русская — какая лучше
В Европе одновременно с советской машиной продавались итальянские Fiat-124 и 125 – те самые модели, которые стали прообразом для «Жигулей» моделей 2101 и 2103. А еще — польский вариант Fiat-125.
Конструктивно, эти машины довольно сильно отличались.
- Польская представляла собой «раздетую» копию итальянки: то же шасси и кузов, но бедные комплектации и устаревшие нижневальные двигатели небольшой мощности.
- Советская технически была самой лучшей. Инженеры в Тольятти серьезно ее доработали. Самым серьезным новшеством стала пружинная подвеска, в то время как на Fiat была рессорная. И по дизайну ВАЗ-2103 отличалась от Fiat-125 в лучшую сторону.
- Итальянская модель выигрывала по богатой комплектации, комфорту и качеству сборки — но стоила гораздо дороже.
По сочетанию разных факторов, финским покупателям Lada понравилась больше всего. Скромная цена сочеталась с неплохим качеством и приличной комплектацией: «Вряд ли можно найти для людей с малыми доходами, живущих на одну зарплату, более подходящий автомобиль», — заключил автор.
Мнение англичан
Британская газета Lancashire Evening Telegraph получила «Ладу» на тест-драйв в том же году. У англичанина к автомобилю были несколько иные требования. Он похвалил его за экономичность, «замечательный русский двигатель, крепкий кузов и комфортабельные сиденья для пяти человек». По его мнению, машина вышла не роскошная, но достаточно комфортабельная — есть пепельницы, прикуриватель, внутренняя подсветка: «Мы не ждали этих деталей из-за железного занавеса».
Особенно впечатляло то, что такие достоинства сочетались с низкой ценой — £1098. Любая сравнимая машина, предлагавшаяся в Королевстве, стоила бы заметно дороже.
Ложка дегтя
Английский дилер за первый же год распродал около 4 тысяч машин. После этого, проявились некоторые недостатки. Казавшийся прочным вазовский кузов страдал от деформации кузовных панелей. Покупатели жаловались на тугие двери серийных экземпляров, педали и руль (более тугие, чем у Fiat), на плохую герметичность кузова. Это автомобиль требует хорошей физической формы, замечали журналисты.
Но «трешке» повезло. Ее жизнь на конвейере продолжалась недолго, поэтому советский застой не успел подпортить ей репутацию — то, что случилось с моделями, пришедшими ей на смену. Из-за ухудшившегося качества и технического отставания покупатели отвернулись от них. И у нас, и на Западе ее до сих пор многие считают лучшей моделью из Тольятти.
По материалам монографии «АвтоВАЗ: между прошлым и будущим». ИРИ РАН, 2006 г.
Польская представляла собой «раздетую» копию итальянки: то же шасси и кузов, но бедные комплектации и устаревшие нижневальные двигатели небольшой мощности.





