Иностранные специалисты на Волжском автозаводе — отдельная и довольно большая глава его истории. Поразительный и мало кому известный факт: в момент, когда строился и запускался ВАЗ, за железный занавес проникло более тысячи иностранцев, в основном с Запада.
Непьющие азиаты и «бородачи с Фиата»: зачем СССР нанимал на ВАЗ иностранцев

Кто делал первые «Жигули»
Новый автозавод в Тольятти строился по проекту автоконцерна Fiat, и итальянская сторона активно помогала его создавать, выбирать и закупать оборудование, налаживать производство.
Первые иностранцы появились в цехах ВАЗа еще до того, как завод заработал. Около 900 итальянцев приехали налаживать и запускать импортные производственные линии. Местные прозвали их «бородачами с ФИАТа».
Затем итальянский шеф-инструктор «сводил» самый первый экземпляр «Жигулей», сошедший с конвейера в Тольятти в 1970 году, руководя бригадой советских рабочих.
Завод-интернационал
В первые годы после начала производства Тольятти кишел иностранцами. Монография российских историков приводит данные за 1970 год: итальянцев 1202, немцев 450, британцев 153, французов 88. Да плюс из стран соцлагеря 42 гостя. В те годы в Тольятти даже состоялось несколько интернациональных браков.
В тот период истории на завод ехала элита: одних только западных топ-менеджеров было 214 человек! Остальные — высококвалифицированные кадры: инженеры, техники, монтажники и наладчики.
В СССР иностранцы получали зарплату гораздо более высокую, чем советские кадры, в среднем $700-800 в месяц, но гораздо меньше, чем могли заработать у себя на родине. Западные профи ехали в Союз больше из любопытства: это была редкая возможность заглянуть за железный занавес. Многие приезжали несколько раз, задерживаясь в Тольятти от 1 до 6 месяцев.
Для советской стороны же главной проблемой была не зарплата в инвалюте, а требования к быту западных спецов. Специально для них на автозаводе работал отдельный бар и кафе. В конце того же года в Тольятти создали «Интерклуб» с несколькими секциями — филателия, рыболовство, фотография и другие, — причем одной из них руководила супруга директора ВАЗ.
Итальяны — это не итальянцы
В коллективе автозавода была еще одна группа, которую окружающие иронично называли «итальянами» — советские специалисты, побывавшие в заграничных поездках с целью обучения и набора опыта.
Отношение к ним было двойственным. Для самого «итальяна» поездка за границу была редкой удачей и влекла массу привилегий. Завод стремился удержать людей, за обучение которых заплачено дефицитной валютой: им в первую очередь давали жилье, повышали зарплату и раньше продвигали по службе.
Обратной стороной была зависть окружающих. Два человека, трудившиеся рядом, могли одинаково добросовестно трудиться, но один бывал за границей, а другой нет — и награда за труд серьезно отличалась.
Поворот на Восток
В последующие годы число западных специалистов на заводе постепенно снижалось, пока их визиты не стали редкостью. Иностранцы на ВАЗ еще появятся — но с другой целью.
За годы брежневской экономики рабочий коллектив завода сильно деградировал. К началу 1980-х пьянство на рабочем месте, прогулы и мелкое воровство стали настолько серьезной проблемой, что дирекция ВАЗ пошла на отчаянную меру — заменить отечественных рабочих вьетнамскими.
В этом они последовали примеру ЗИЛ, раньше других начавшему привлекать рабочую силу в бедных социалистических странах Азии. В 1982 году и ВАЗ обратился в Минавтопром СССР с просьбой поддержать просьбу прислать на завод вьетнамских рабочих. Вопрос согласовали с КГБ, и в 1983 году первая партия из 606 молодых парней с узкими глазами прибыла на завод. В следующем году — еще 209. В 1988-м «десант» повторился. Вьетнамцы стали сварщиками, сборщиками на конвейере и операторами автоматических станков.
Этот проект выгоды не принес, а хлопот с иностранной рабсилой была уйма — их нужно было обучить, разместить и каждый день работать с ними, чтобы был какой-то толк. В конце концов, руководство решило, что проще бороться с пьянством и мелкими кражами своих рабочих, чем искать им замену в третьих странах.





