Удивительный газотурбинный эксперимент 60-х: болид Rover-BRM
![Удивительный газотурбинный эксперимент 60-х: болид Rover-BRM Удивительный газотурбинный эксперимент 60-х: болид Rover-BRM](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/6f3/6f3f9751e6f1ac6d14f1437b83b03549_ce_800x541x0x0_cropped_510x340.webp)
В первой половине 1960-х годов BRM была «на коне». Великий Грэм Хилл выиграл на BRM чемпионат мира Формулы-1 1962 года, а команда стала второй после Cooper британской обладательницей Кубка Конструкторов. Поэтому, когда в Rover решили выставить газотурбинный прототип на 24-часовую гонку в Ле-Мане, за технологическими консультациями обратились к лучшим из лучших — то есть к BRM.
![1963-й 1963-й](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/5f7/5f7667e8eec1d3ae65e077ccb7a6fc84_cropped_510x334.webp)
Сотрудничество было странным. BRM предоставила Rover... шасси. Причём подержанное, от разбитого Ричи Гинтером на квалификации перед Гран-При Монако 1962 года BRM P57. Инженеры Rover доработали шасси и установили на него изготовленный в единственном экземпляре алюминиевый кузов. Машина получилась быстрой (230 км/ч), но крайне некомфортной для пилота. Испытывавший Rover-BRM Грэм Хилл говорил: «Вот вы, казалось, бы сидите в автомобиле, а потом нажимаете на газ, и прямо за вашим ухом взывает турбина Boeing 707!»
![1963-й 1963-й](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/781/781c8397de74bebfb3b5aa6fa0a6ac5c_cropped_510x344.webp)
Автомобиль был заявлен на гонку в Ле-Мане трижды — в 1963, 1964 и 1965 годах. В 1963-м его пилотировали Хилл и Гинтер, и он стартовал под экспериментальным номером 00. Вышел казус: будучи единственным газотурбинным автомобилем в гонке, Rover-BRM не вписывался ни в один класс и потому официально не был классифицирован. Но реально машина финишировала 8-й в общем зачёте (из 49 стартовавших до финиша добрались 13 экипажей), и это было круто!
![1965-й 1965-й](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/979/979c20c63cfc1d7a7709f7105316676f_cropped_510x512.webp)
В 1964-м Rover отказался от заявки, поскольку автомобиль умудрились серьёзно повредить при перевозке, и его просто не успевали починить до гонки. Наконец, в 1965-м команда добилась включения автомобиля в 2-литровый класс, более или менее соответствующий по общим показателям. Rover-BRM, пилотируемый Грэмом Хиллом и Джеки Стюартом, приехал к финишу 10-м в общем зачёте и вторым в своём классе, уступив лишь Porsche 904/6.
![Дорожная версия Дорожная версия](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/af2/af2850cc1851506da0e626f631b641f3_cropped_510x383.webp)
После этого автомобиль получил новый «дорожный» кузов и испытывался вне трасс вплоть до середины 1970-х. Сегодня легендарный экспериментальный болид экспонируется в Британском автомобильном музее в Уорвикшире.
![Дорожная версия Дорожная версия](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/d40/d407bbe906861d368fbfb6782b85b1ea_cropped_510x383.webp)